Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 37
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 37 by Title
Now showing 1 - 20 of 24
Results Per Page
Sort Options
- ItemАрганная меса з "Віленскай табулатуры" (1926) у музычнай культуры Беларусі XVII ст.: культурны кантэкст і музычны тэкст(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Комінч, Г.; Komіnch, G.У артыкуле прадстаўлена арганная меса з «Віленскай табулатуры» – адзінага захаванага помніка арганнай культуры Беларусі першай паловы XVII ст. Арганная меса разглядаецца ў культурным кантэксце эпохі. Аналіз музычнага тэксту дазваляе выявіць рысы спецыфічнага раннебарочнага стылю, інтанацыйнае адзінста розных версаў.
- ItemВ поисках главной темы: белорусские композиторы в работе над гимном(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Сакович, Е.; Sakovich, E.В статье на основе архивных материалов воссоздается история работы белорусских композиторов над созданием Государственного гимна БССР, приводятся расшифрованные автором и сопровождаемые краткой характеристикой хоровые партитуры наиболее репрезентативных произведений, хранящиеся в личных фондах Н. Чуркина и А. Богатырева в БГАМЛИ. Представленный музыкальный материал – прекрасные образцы патриотической песни – может применяться в исполнительской практике современных хоровых коллективов.
- ItemГукасфера беларускіх канцэртаў для аркестра(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Дзягель, Т.; Dzjagel', T.На матэрыяле твораў беларускіх кампазітараў у жанры канцэрта для аркестра 1970 – 2000-х гг. разглядаюцца пытанні праламлення граняў інтанацыйнасці, непасрэднымі носьбітамі і транслятарамі якіх выступаюць творчыя асобы аўтараў музыкі. Акрэсліваюцца пытанні кампазітарскага і этнічнага «слыху», прапануецца неабходны тэрміналагічны (катэгарыяльны) апарат класіфікацыі беларускай канцэртна- аркестравай гукасферы.
- ItemИнтерпретация музыки французских клавесинистов в цимбальном исполнительстве(б, 2016) Малькевич, Н.; Mal'kevich, N.В статье рассматривается проблема интерпретации музыки XVII – XVIII вв. для клавесина в цимбальном исполнительстве. На примере произведений Ж. Ф. Рамо, Л. Дакена, Ф. Куперена анализируются характерные тембровые, динамические, фактурные возможности клавесина, приемы звукоизвлечения, черты барочного стиля, которые необходимо учитывать при интерпретации этих сочинений на цимбалах.
- ItemИнтертекстуальный метод в исследовании музыкальных произведений прошлого и настоящего(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Свидницка, И.; Svidnicka, I.Статья является попыткой дать общее представление о роли интертекстуального метода в музыковедении. Затронуты различные аспекты претворения данного метода (соотношение музыкального произведения с произведениями литературы, изобразительного искусства, иными музыкальными произведениями). Подчеркивается значимость общекультурного, биографического и других факторов при создании музыкального произведения.
- ItemКатегории устойчивости и неустойчивости в теории литургической монодии(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Шпаковская, Л.; Shpakovskaja, L.Статья посвящена теоретическим вопросам монодии литургического типа в контексте категорий устойчивости и неустойчивости. Материалом исследования являются монодийные напевы Греческой и Русской православной церкви. В статье высказывается гипотеза об общности внутренней организации речевой интонации и литургического монодийного пения.
- ItemКомпозиционно - драматургические модели симфоний Д. Смольского(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Лузько, Л.; Luz'ko, L.В статье исследуется специфика композиционно-драматургического строения симфоний Д. Смольского. Исходя из общности принципов функционального развития музыкальной формы, автор выделяет три композиционно-драматургические модели, которые реализуются в симфонических циклах композитора: арочную, линейную и круговую. Качественные характеристики данных моделей рассматриваются на примерах Третьей, Двенадцатой и Пятнадцатой симфоний.
- ItemМетоды изменения звучащего тона на струнных инструментах(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Щербак, В.; Shherbak, V.Автор раскрывает особенности изменения звучащего тона на различных музыкальных инструментах. Проведенный анализ определяющих факторов и видов технологических взаимодействий в методах изменения звучащего тона позволяет определить доминирующие тенденции, влияние которых определило специфику развития приемов звукообразования на различных инструментах. Рассматриваются вибрато, трель, тремоло, педализация и их исполнительская интерпретация.
- ItemМир детства в вокальной музыке И. Стравинского(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Гао Юнь; Gao Jun'Статья посвящена творчеству И. Стравинского, одного из ярких представителей европейской культуры ХХ в. В центре внимания – вокальные произведения композитора, связанные с детской тематикой. Стилистика сочинений русского композитора рассматривается сквозь призму традиций русского фольклора, принципов инвенторства и театральности, проявляющихся на разных уровнях музыкальной формы.
- ItemМузыку создает народ(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Войтик, В.; Vojtik, V.В статье рассматривается проблема влияния национального фольклора и народной музыки на формирование творческой личности композитора, поскольку интонационное богатство народной музыки – неисчерпаемый источник творчества. Подчеркивается необходимость изучения сокровищницы национального музыкального фольклора.
- ItemНевельская свадьба: музыка и обряд(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Гаджиева, А.; Gadzhieva, А.Свадебный обряд Невельщины представляет собой восточный вариант северобелорусской свадьбы. Музыка свадебного обряда отражает межрегиональные межэтнические связи разных уровней. Основу музыкального языка свадьбы образует система взаимосвязанных, соотнесенных друг с другом напевов-формул, в одних случаях функционально дифференцированных, в других – дублирующих друг друга. К ним примыкают, с одной стороны, голошения, «собирухи» и речевые жанры, интонирование которых не находится в прямой зависимости от того или иного действия, с другой – плясовые напевы (большей частью политекстовые) и инструментальные наигрыши, интонационно связанные с напевами – формулами столбового ритуала, выкупа невесты, повязывания молодой, а также речевые жанры, интонирование которых в значительной степени определяется периодическим действием. Оба круга интонаций имеют внесвадебные и внеобрядовые параллели.
- ItemНеобидермайер в современном украинском хоровом и вокально - ансамблевом исполнительстве(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Навоева, И.; Navoeva, I.На основе анализа исполнительского репертуара ряда современных украинских хоровых и вокальных коллективов в статье рассмотрены основные стилевые и музыкально-выразительные параметры отечественной музыки – необидермайер, элегийность, основанные на доминантных качествах украинского менталитета – кордоцентризме и софийности.
- ItemО некоторых чертах эпического в Девятой симфонии Д. Шостаковича(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Сергеева, О.; Sergeeva, O.Статья посвящена рассмотрению некоторых черт эпического в Девятой симфонии Д. Шостаковича. Выявлен событийный подтекст сочинения, демонстрирующий умение композитора использовать в ха- рактеристике своего творения эзопов язык. Именно он помогает слушателю осознать, что композитор использовал форму «эпоса действительности», где жизнь как она есть представлена в фигуральном композиторском преломлении. Обозначен и охарактеризован один из приемов категории эпического – «пародирование», – выраженный посредством «обличения через жанр» и обнаруживающий себя вследствие интерпретирования такой разновидности малого эпоса, как «фельетон». Очерчена специфика эпической медлительности.
- ItemОбраз премудрой жены Февронии Муромской в восточнославянской музыкальной традиции(2016) Каплун, Т.; Kaplun, Т.Статья посвящена древнерусской святой Февронии Муромской, образ которой воссоздан в православной агиографии и богослужении (в том числе в церковном пении), фольклоре и профессиональной музыкальной культуре. Сложный синтез дохристианских и христианских символов-мифологем в характеристике святой порождает большой ряд ее высокодуховных качеств (абсолютная любовь к Богу и людям, мудрость, разумность, верность, мужество), которые находят свое воплощение на вербальном, невменном и музыкальном уровнях древнерусских песнопений.
- ItemОстинатная тональность в современных вариациях на basso ostinato(Белорусская государственная академия музыки, 16) Нестерова, М.; Nesterova, M.В статье рассматривается феномен остинатной тональности (термин и понятие Ю. Холопова) как специфической разновидности диссонантной тональности в современных композициях, близких принципу ostinato.
- Item"Песенны каляндар" выганаўскай часткі заходне - палеска - панямонскага памежжа(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Даніловіч, Н.; Danіlovіch, N.У артыкуле разглядаюцца каляндарна-песенныя традыцыі Выганаўскага Палесся як часткі аходнепалеска-панямонскага памежжа. У выніку аналізу песенных форм і тыпалагізацыі напеваў зімовага, веснавога, летняга і восеньскага падцыклаў «песеннага календара» Выганаўскага Палесся акрэслена мяжа напесенных традыцый Заходняга Палесся і Панямоння на дадзеных тэрыторыях. Выяўлены асаблівасці тэрытарыяльных суадносін маргінальных зон гэтых суседніх этнапесенных сістэм.
- ItemПесні вясельнага абраду "пасад" у культурным ландшафце Брэстчыны(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Швед, І.; Shved, I.На фальклорна-этнаграфічным матэрыяле Брэстчыны ХІХ – пачатку ХХІ ст. вызначаецца функцыянальнасць песеннага кода ў вясельным абрадзе «пасад», пры гэтым выкарыстоўваюцца функцыянальна семантычны і гісторыка-генетычны метады. Паколькі пасад у згорнутым выглядзе мадэліруе практычна ўсю шлюбную цырымонію, уключае найважнейшыя рытуальныя элементы заключэння шлюбу, песні гэтага абраду маюць надзвычай шырокае сэнсавае поле. Гэта і аддзяленне нявесты ад бацькоў і прадстаўнікоў яе ўзроставай групы ды далучэнне да роду жаніха, і пазбаўленне нявесты дзявочага статусу ды перадача «красы» дзяўчатам (малодшай сястры), і канстатацыя немагчымасці вяртання нявесты да дзявочага стану, незваротнасці змен, і благаславенне, надзяленне добрай доляй маладых і да т. п. Асноўныя канцэптуальныя коды песень пасада – прасторавы, часавы, ландшафтны, прадметны, субстанцыйны, жывёльны (у першую чаргу арнітаморфны), раслінны і інш.
- ItemПраваслаўныя песнапенні ў польскіх аўдыякалекцыях традыцыйнага спеву(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Чарнова, Т.; Charnova, Т.Артыкул прысвечаны разгляду праваслаўных песнапенняў, прадстаўленых у польскіх аўдыякалекцыях традыцыйнага спеву. Акрэсліваецца месца і роля рэлігійнага фальклору ў вясковым побыце, выяўляюцца асаблівасці праяў рэлігійнага фальклору праваслаўнай традыцыі ў сітуацыі суіснавання/узаемадзеяння хрысціянскіх канфесій, вызначаецца спецыфіка рэпертуарнай традыцыі. Зроблена спроба параўнаўчага супастаўлення версій пазалітургічных твораў, якія зафіксаваны ад носьбітаў вуснатрадыцыйнай культуры на ўсходніх тэрыторыях Польшчы (рэгіён Падляссе) і Беларусі.
- ItemПреломление национальных традиций в современном белорусском фортепианном концерте(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Майстер, А.; Majster, A.В статье исследуется воплощение классико-романтических традиций в белорусских фортепианных концертах, созданных на рубеже XX – XXI вв. Выявляются сочинения, развивающие эти традиции в но- вых социокультурных условиях. Данные произведения рассматриваются с позиций преломления в них фольклорных жанровых признаков, игровой природы симфонизированного или виртуозного ансамблирования.
- ItemПроблемы академической практики исполнения полифонических произведений на баяне в научных публикациях конца 1970-х - начала 2010-х гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Бабарико, В.; Babariko, V.В статье дан аналитический обзор научной литературы по проблемам академической практики исполнения полифонических сочинений на баяне.