Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 56
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 56 by Title
Now showing 1 - 16 of 16
Results Per Page
Sort Options
- ItemБелорусские песни в репертуаре Ленинградской капеллы 1920-30-х гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Трубинов, П. Ю.; Trubinov, P. Ju.В статье рассматривается один из проектов Ленинградской капеллы, осуществленный в 1920–30-е гг. и связанный с исполнением белорусских песен в хоровой обработке. Прослеживается эволюция этой концертной программы от ее замысла до исполнения на разных сценах в СССР и за границей, а также ее запись на грампластинку, лишь не-давно ставшую достоянием общественности.
- ItemВлияние психологии хормейстера на становление певческого коллектива(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Тараканов, С. А.; Tarakanov, S. A.Для понимания причин кризиса в русском хоровом исполнительстве необходимо исследовать факты из истории отечественных учебных заведений. В основу изучения проблемы легли материалы деятельности двух школ: Синодального училища в Москве и Горьковской хоровой капеллы мальчиков. И в одном, и в другом случае интерес представляет изучение идеологической составляющей воспитания и образования. Предмет анализа – особенности психологии ребенка, касающиеся про-явления руководящих способностей, понимания певчим и регентом перспектив развития хорового дела. Выстраивание человеческих взаимоотношений в коллективе прямо зависит от особенностей психологии хормейстера, от идеи, лежащей в основе процесса воспитания и образования.
- ItemДетское хоровое творчество в богослужебной и внебогослужебной практике на Гродненщине(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Гапличник, Н. Ю.; Gaplichnik, N. Ju.В статье выявляются и систематизируются принципы функционирования детских певческих коллективов на примере приходских хоров Гродненской православной епархии. Основными формами творческой деятельности называются певческие богослужебная и внебогослужебная практики, которые впервые рассматриваются в исторической перспективе. Используются архивные документы конца XIX в., обобщается опыт современной храмовобогослужебной практики и фестивально-концертной деятельности.
- ItemЖанры малых форм в репертуаре хорового театра: к вопросу интерпретации(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Овчинникова, Т. К.; Ovchinnikova, T. K.Статья посвящена хоровому театру. Рассматриваются особенности театрализованного воплощения миниатюр современных российских композиторов – «Солдат мой, солдатик» Г. Седельникова, «Песенка» В. Красноскулова, «ФаСольСиСи: АБА» М. Фуксмана – и со-чинения Дж. Россини «Duet cats». Сценические экспликации представлены на основе постановочного опыта автора статьи в Донском хоровом театре «Отражение» (г. Ростов-на-Дону).
- ItemК проблеме практического интонирования в курсе сольфеджио (на примере белорусской народной песни)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Статья посвящена проблематике музыкального интонирования. Вопросы практического интонирования рассматриваются в качестве одной из основ содержания курса сольфеджио на современном этапе. Основная идея статьи – современный взгляд на музыкальное образование как на комплексный процесс профессионального обучения музыкальному интонированию в разных исполнительских проявлениях. Некоторые особенности техники вокального интонирования анализируются на примере белорусской народной песни.
- ItemКультурные связи Беларуси и России в области хорового исполнительского искусства в 20-30-е гг. ХХ в.(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Герасимович, С. С.; Gerasimovich, S. S.В центре внимания автора статьи – содержательное наполнение, многообразные формы, направления, каналы реализации межкультурных связей Беларуси и России в период становления отечественного профессионального и самодеятельного хорового исполнительства.
- ItemОбработка белорусских народных песен в учебном репертуаре иностранных студентов специальности "пение"(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Клиндухов, В. И.; Klinduhov, V. I.В статье речь идет о сборнике обработок белорусских народных песен для исполнения низкими мужскими голосами. На его материале показана методическая работа над развитием вокальных и фонетических навыков на начальном этапе, что помогает в решении важнейших проблем, возникающих в процессе обучения пению студентов-иностранцев.
- ItemОбраз хора в жанровой системе и стиле Валерия Кикты (к юбилею композитора)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Цуканова, М. В.; Cukanova, M. V.Статья посвящена 80-летнему юбилею композитора Валерия Кикты. Основные темы статьи: роль хорового образования в становлении плеяды композиторов – выпускников Московского государственного хорового училища; тематика и жанровая панорама творчества В. Кикты; значение хоровых жанров для авторского стиля, виды хоровых произведений; крупные и малые хоровые сочинения как выражение духовного мировоззрения автора; связь хорового и нехорового творчества; знаменитые исполнители – интерпретаторы сочинений Кикты; художественное сознание композитора как современное воплощение национальной традиции; значение дефиниции «образ хора» в данном авторском стиле.
- ItemП. Г. Чесноков об особенностях работы с любительским хором (на материале рукописных документов)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Дабаева, И. П.; Dabaeva, I. P.В статье рассматривается деятельность П. Г. Чеснокова в качестве регента хора церкви святой Троицы в Москве в начале XX в. Материал статьи включает труды из наследия знаменитого дирижера и публикации периодической печати того времени. Выявляется роль Чеснокова в развитии отечественного хорового искусства, охарактеризованы его личностные качества, очерчены возможные направления работы современных хормейстеров.
- ItemСовременные исполнительские техники и особенности их инерпретации в триптихе Е. Шиманович для саксофона соло "Апельсиновый сад"(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Козодой, Г. И.; Kozodoj, G. I.В статье поднимается проблема изучения современных исполнительских техник на духовых инструментах. В качестве объекта исследования избрано сочинение молодого белорусского композитора Е. Шиманович – триптих для саксофона соло «Апельсиновый сад». Рассматриваются жанрово-стилевые и композиционные особенности сочинения, особое внимание уделяется современным приемам исполне-ния на саксофоне. Даны рекомендации по исполнению проблемных фрагментов триптиха, связанных с современными приемами игры (мультифоника, фруллато, глиссандо, совмещение игры на инструменте с пением). Статья адресована исследователям современной музыки, в том числе белорусской, а также практикующим исполнителям на духовых инструментах.
- ItemСтраницы истории российского музыкального образования: кафедра дирижирования Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Владимирцева, Н. Н.; Vladimirceva, N. N.Саратовская консерватория (1912) – третья в России, первая в провинции – пользуется заслуженным авторитетом в профессиональном сообществе. Ее достижения определяются несколькими факторами: высокой квалификацией педагогического состава, активной концертно-творческой жизнью, результативной научной деятельностью, успехами многочисленных выпускников. Среди многочисленных кафедр Саратовской консерватории достойное место занимает кафедра хорового дирижирования, образованная в 1943 г. Несколько поколений педагогов продолжают и развивают лучшие традиции российской хоровой школы.
- ItemФортепианный квартет D-dur (ор. 13) В. Золотарева: опыт исполнительского анализа(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Кирдань, Н. Г.; Kirdan', N. G.Статья посвящена одному из ранних произведений В. Золотарёва – фортепианному квартету D-dur, в котором со всей полнотой воплощены стилевые особенности камерно-инструментального творчества композитора. Представленный в работе исполнительский анализ данного произведения, наполненного подлинно романтическими образами, направлен на обоснование достоверной и драматургически оправданной интерпретации квартета.
- ItemХарактерные особенности интерпретаторского и исполнительского стиля В. В. Ровдо(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Иконникова, Л. Н.; Ikonnikova, L. N.Статья эксплицирует основные черты исполнительского и интерпретаторского стиля известного мастера хорового искусства Беларуси, народного артиста СССР, профессора Виктора Владимировича Ровдо. В работе обосновывается мысль о том, что наличие неповторимого авторского исполнительского стиля является профессиональным атрибутом выдающейся личности.
- ItemХор a cappella "Крыницы" Ю. Семеняко на стихи А. Бачило: о взаимодействии музыкальной формы и фактуры с изобразительно-выразительными средствами поэтического текста(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Казьмина, Е. О.; Kaz'mina, E. O.Предмет исполнительского анализа в данной статье – фрагмент хора «Криницы» Ю. Семеняко. Реализован такой важный для педагогической и исполнительской практики аспект анализа, как выявление связей между музыкальной формой, фактурой хора и изобразительно-выразительными средствами поэтического текста сочинения. Проведен лингвистический анализ литературного источника хорового произведения.
- ItemХоровой ансамбль студентов профиля "Музыкальная педагогика": осноные проблемы на начальном этапе работы и пути их преодоления(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Тарасенко, М. Н.; Tarasenko, M. N.На примере ансамбля студентов профиля «Музыкальная педагогика» музыкальных вузов рассматриваются актуальные для начинающего хорового коллектива проблемы. На основании личного опыта автор поднимает такие актуальные вопросы, как специфика коллективного исполнения, следование высоким профессиональным стандартам, достижение комфортного эмоционального настроя у участников коллектива, управление сценическим волнением. Также в статье рассматривается значимость передачи опыта от руководителя (дирижера) к студенту.
- ItemШесть сонат К. Ф. Э. Баха для кларнета, фагота и клавира в контексте белорусской музыкальной культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Некрасова, Г. В.; Nekrasova, G. V.В статье рассматриваются Шесть сонат К. Ф. Э. Баха для кларнета, фагота (или скрипки, виолончели) и фортепиано. Обосновывается идея о единстве композиторской и исполнительской практики второй половины ХVIII в., в результате чего данные произведения предстают как репрезентанты не только немецкой, но и белорусской музы-кальной культуры того времени.