Методические работы в области музыкального образования
Permanent URI for this community
Browse
Browsing Методические работы в области музыкального образования by Subject "Учебные дисциплины"
Now showing 1 - 10 of 10
Results Per Page
Sort Options
- ItemАктивизация творческого мышления при использовании методов ассоцианизма на примере преподавания курса учебной дисциплины «Основы музыкальной критики»(Минск, 2022) Бычковская, В. Г.; Bychkovskaja, V. G.Данная работа «Активизация творческого мышления при использовании методов ассоцианизма на примере преподавания курса учебной дисциплины «Основы музыкальной критики»» является обобщением практического педагогического опыта в преподавании дисциплины «Основы музыкальной критики» у учащихся специальности «Музыковедение». Использование ассоциативных приемов как базовых операционных действий мышления, отражающих этапы познания мира (то есть процесса обучения), открывает эффективные пути развития возможностей сохранения и применения полученной информации на практике. Поэтому в современной психологии и педагогике принципы ассоциативного мышления активно применяются при оптимизации и активизации процессов обучения. В работе описаны методы, приемы и формы для повышения уровня активизации деятельности учащихся на занятиях, базирующиеся на основных тенденциях в подходах к трактовке принципов ассоцианизма и присущих им закономерностей, а также опыт их использования в практике преподавания по следующим направлениям: 1) разработка видов деятельности, основанных на приемах ассоциативного мышления; 2) развитие эмоциональной компоненты и формирование рефлекторной реакции на объект; 3) установление и укрепление межпредметных связей в курсе обучения. На примере обобщения опыта преподавания в данной работе с разновекторных позиций рассматривается специфика применения «метода погружения» как аспекта преломления принципов ассоцианизма, а также способы его совмещения с закономерностями радиантного мышления. Подобное комплексное использование на практике принципов ассоцианизма выполняет важную функцию в процессе концентрированного обучения, создающего прецедент насыщенного освоения временных ресурсов, запланированных на изучение учебного материала, активизации процесса интериоризации информации и проявления действенной мотивации, столь необходимой для результативного обучения и полноценного использования «коэффициента потенциала развития» способностей учащегося.
- ItemИгровая мастерская: развитие творческого воображения, музыкальной грамотности, чувства ритма на разных этапах изучения предмета сольфеджио в детской музыкальной школе искусств.(Минск, 2022) Вашкевич, Е. В.; Vashkevich, E. V.В современном мире перед учителем стоит сложная задача: не утратить свою значимость, сохранить ценность музыкального образования и получения музыкально-теоретической базы на уроках сольфеджио в цифровом континууме. Современные дети технологически грамотны и привыкли получать знания из Интернет-ресурсов. Они могут не очень хорошо запоминать, но они точно знают с помощью каких алгоритмов найти ту или иную информацию. Это дети новой формации. Новое поколение диктует иные методы, подходы и способы обучения, в том числе и на уроке сольфеджио. Интерактивные задания становятся ведущими в обучении детей на разных этапах изучения предмета сольфеджио. С помощью игр возможно изучение даже самых сложных для понимания тем. Игра активизирует внимание, мышление, заинтересованность, помогая достигнуть необходимый результат. На протяжении 15 лет работы в детской музыкальной школе искусств №4, мной были отобраны и придуманы самые интересные и эффективные игры, в которые с удовольствием играют дети разных возрастов. Некоторые игры адаптированы под музыкальный язык, например, всем известная игра «Кто я?», домино, пазлы и др. Для детей 5-6 лет мной создано интерактивное учебное пособие «Время сольфеджио», используемое в течении трех лет в практике, и показавшее хороший результат в усвоении курса сольфеджио. На занятиях развивается музыкальная память, гармонический слух, чувство ритма, воображение. Интерактивное пособие «Время сольфеджио» - доступно и понятно для самостоятельного изучения детьми младшего возраста, для работы родителей с ребенком дома. Все представленные игры можно адаптировать для онлайн обучения детей, используя ресурсы Zoom платформы. Самое большое достоинство занятий с интерактивными играми - это горящие глаза, не пропускающих занятия, детей, способных быстро воспроизводить нотный текст, ритмический рисунок, интонацию, и обладающих необходимым арсеналом теоретических знаний.
- ItemКомпенсанаторные факторы и их формирование при работе с незрячими баянистами(Гомель, 2022) Соловьев, С. В.; Solov'ev, S. V.Работа «Компенсаторные факторы и их формирование при работе с незрячими баянистами» написана на основе личного опыта работы в классе баяна с учащимся колледжа, который является инвалидом по зрению с детства. В работе исследуются проблемы обучения музыканта с ограниченными возможностями, анализируются современные знания из области физиологии и дефектологии, тифлопедагогики и тифлопсихологии, предлагаются конкретные и наиболее эффективные методы из опыта педагогической деятельности, способствующие адаптации, развитию технической и творческой составляющей незрячего исполнителя, способствующие оптимизации учебного процесса. Целью данной работы является научное обоснование и разработка условий для развития компенсаторных факторов у незрячих музыкантов в процессе обучения их игре на баяне (аккордеоне). Даётся определение понятия «компенсаторный фактор» и рассматривается сущность этого понятия в рамках специфики работы с такими учащимися. В круг задач, решаемых в данной работе, входят: - выявление возможностей использования компенсаторных функций организма в процессе обучения музыке; - обоснование возможностей максимального использования всех имеющихся реабилитационных сил организма, задействованных в образовательном процессе; - рассмотрение специфических трудностей в работе с детьми-инвалидами по зрению и поиск путей преодоления возникающих трудностей; - выработка методики, обеспечивающей наиболее целенаправленный и рациональный путь, а также оптимизацию процесса овладения техникой игры незрячего и слабовидящего учащегося на баяне (аккордеоне); - анализ эффективности предлагаемых методов в процессе личного опыта работы с незрячим учащимся. Показываются особенности специфики работы с незрячими музыкантами, анализируются различные рекомендации из разных источников по выработке компенсаторных факторов. Сравнивая и сопоставляя различные рекомендации, критически их оценивая, автор старается дать собственное видение эффективности методических приёмов и оценить их практический результат. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, практическая значимость работы.
- ItemНетрадиционные формы и методы преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе искусств(Слуцк, 2022) Шепшук, О. М.; Shepshuk, O. M.В методической работе раскрывается точка зрения на проблему использования нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыкальной литературы, основанная на личном педагогическом опыте. Рассмотренные в работе формы и методы, апробированные на практике и неоднократно представленные на методических семинарах в рамках областных олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам, вызовут интерес и помогут учителям детских школ искусств сделать свои уроки интересными и эффективными, будут способствовать более быстрому и осознанному усвоению материала урока, вовлекут детей во внеклассную деятельность.
- ItemОпыт изучения современного аккордеонного репертуара в центре практики Минского музыкального колледжа им. М. И. Глинки (на примере баянных и аккордеонных пьес для детей белорусских композиторов XX - XXI в.)(Минск, 2022) Козаченко, А. С.; Kozachenko, A. S.Объект методической работы — современная белорусская музыка, входящая в аккордеонный педагогический репертуар центра практики Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки, в ее жанрово-стилевом и художественно-образном многообразии. Цель методической работы — выявление и анализ опыта изучения современного аккордеонного репертуара в центре практики Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки (на примере баянных и аккордеонных пьес для детей белорусских композиторов XX-XXI вв.). В осуществлении методической работы использовался комплексный методический подход, основу которого составили теоретические (анализ, синтез, сравнение, систематизация) и эмпирические методы (ознакомление с белорусским композиторским наследием, обобщение личного педагогического опыта). Научная новизна состоит в определении роли и места белорусской баянной и аккордеонной музыки композиторов XX – нач. XXI вв. в современном репертуаре учащихся-аккордеонистов; в выявлении жанрово-стилевой специфики баянных и аккордеонных сочинений. Материалы исследования: а) прошли апробацию на двух научно-практических конференциях и трех конкурсах научных и методических работ; б) внедрены в учебные программы студентов Белорусской государственной академии музыки специальности 1-16 01 09 Баян-аккордеон по дисциплинам: «Методика преподавания специального инструмента», «Современная музыка для народных инструментов», «Педагогическая практика»; в) могут использоваться в учебных курсах специального цикла учреждений среднего специального музыкального образования: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Изучение педагогического репертуара» и др.
- ItemОсновные аппликатурные принципы и их применение на трехструнной домре(Минск, 2022) Мороз, М. А.; Moroz, M. A.Квалификационная работа «Основные принципы аппликатуры и их применение на трехструнной домре» посвящена изучению принципов выбора и применения аппликатуры, которые развивают технические, художественные и профессиональные навыки интерпретации учащимися музыкальных произведений. Цель написания работы состоит в пополнении учебно-методического материала для освоения принципов аппликатурного выбора на уроках по специальности и в самостоятельной работе учащихся. Задача работы – характеристика особенностей и закономерностей рационального выбора аппликатуры, его освоение и совершенствование в процессе изучения музыкального произведения в классе домры. Композиционные особенности работы: данная работа состоит из двух разделов. Первый раздел «Основные аппликатурные принципы» посвящен теоретическим вопросам подбора домровой аппликатуры по основным аппликатурным принципам, взаимосвязи грамотного выбора аппликатуры на начальном этапе изучения музыкального произведения и итогового результата при публичном исполнении. Содержание второго раздела «Применение аппликатурных принципов на трехструнной домре» содержит практические рекомендации для освоения основных видов аппликатуры, рассматриваются проблемы, возникающие в процессе изучения данной темы и приемлемые пути их решения. Таким образом, для достижения поставленной цели в работе объединены теоретические и практические вопросы. Основные результаты опыта преподавания – формирование знаний у учащихся о роли аппликатуры в успешном изучении произведений, развитие умений и навыков учащихся в процессе применения этих знаний, систематизация и обобщение полученных представлений, управление ими для достижения поставленной цели. Работа является учебным пособием дисциплин специальной педагогической подготовки, тема соответствует учебной программе и требованиям теоретического этапа государственного экзамена. Рекомендуется для использования в учебном процессе при изучении таких дисциплин, как «специальный инструмент», «изучение родственного инструмента».
- ItemПроблемы и особенности работы на уроках музыкально-теоретического цикла со слабовидящими и слепыми учащимися(Гродно, 2022) Пеньковская И. К.; Pen'kovskaja I. K.В методической работе «Проблемы и особенности работы на уроках музыкально-теоретического цикла со слабовидящими и слепыми учащимися» обозначены проблемы, с которыми сталкиваются незрячие и слабовидящие учащиеся, обучающиеся музыке, и педагоги, обучающие их. Большое внимание уделяется вопросам подбора методических приёмов, способствующих преодолению специфических трудностей при обучении учащихся – инвалидов по зрению, определению способов формирования и развития компенсаторных механизмов в процессе обучения музыке в рамках преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла. Отмечается полное отсутствие специальных учебно-методических материалов, пособий, технических и оптических средств обучения, учебных пособий по сольфеджио и музыкальной грамоте, напечатанных рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля. В связи с этим делается акцент на необходимость их разработки и изготавления в процессе подготовки к учебному занятию. Отмечается, что за период работы с учащимися - инвалидами по зрению апробированы и созданы следующие специальные средства обучения: - учебное пособие по дисциплине «Музыкальная грамота и элементарная теория музыки», которое включает таблицы по всем темам дисциплины, адаптированные для использования слабовидящими учащимися; - ведется работа по созданию аудио-учебника по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Высказывается мнение, что интеграционная система обучения как для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так и для учащихся без подобных ограничений способствует обогащению социального (коммуникативного и нравственного) опыта; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; исключению формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности. В заключении делается вывод о реальности подготовки слабовидящих и незрячих обучающихся учреждения образования «Гродненский государственный колледж искусств» к профессиональной музыкальной деятельности и высказывается пожелание об усилении взаимодействия с учителями Гродненской школы-интерната для слепых детей и о возможности сотрудничества с преподавателями Института инклюзивного образования в г. Минск.
- ItemПрограмма для детских музыкальных школ по предмету "Композиция"(Минск, 2022) Перевознюк, Д. В.; Чеботарева, С. Е.; Chebotareva, S. E.; Perevoznjuk, D. V.Работа посвящена актуальной проблеме фактического отсутствия учебной программы для детских музыкальных школ по предмету «Композиция» в Республике Беларусь. Особенно остро вопрос наличия программы по этой учебной дисциплине встаёт, если учесть, что предмет существует, хоть и в числе необязательных, в музыкальных школах не первый десяток лет. В данной методической разработке освещаются вопросы всестороннего музыкального развития учащегося и выработки у него элементарных навыков композиторской деятельности (музыкальный анализ со структурной и идейной точек зрения, собственно сочинительство, обработка музыкального материала, исполнение собственных произведений), вопрос составления программы и гибкости следования ей. Работа может быть применима в качестве руководства к составлению более основательной программы по предмету «Композиция» в детских музыкальных школах. Она разработана на основе личного многолетнего опыта одного из авторов и проверена практикой успешного преподавания этой дисциплины, свидетельством чему служат заслуженные учащимися звания лауреатов и дипломантов конкурсов различных масштабов.
- ItemРабота над инструктивным материалом на примере гамм, упражнений и арпеджио(Гомель, 2017) Добриденева, Т. Г.; Dobrideneva, T. G.Данная работа посвящена изучению инструктивного материала, технологии его освоения, важной роли игры гамм, упражнений и этюдов на всем протяжении обучения игре на скрипке. Изучение гамм, упражнений и этюдов позволяют развить элементы скрипичной техники для их творческого применения в художественной литературе. Одним из необходимых условий, обеспечивающих плодотворное обучение учащихся, является свобода их физического аппарата, которая достигается постоянной работой над инструктивным материалом. Задача технического развития ученика должна постоянно быть в поле зрения педагога на всем протяжении обучения. Среди учащихся часто бытует мнение об игре гамм, упражнений и этюдов, как о ненужной и скучной работе. Причиной выбора темы данной работы послужило желание привлечь внимание педагогов к вопросу о пользе и важности занятий над инструктивным материалом, о необходимости привить ребятам привычку регулярно играть гаммы, упражнения и этюды, сделать этот процесс увлекательным и интересным. Материалы работы могут быть использованы в учебных дисциплинах «Специальный инструмент», «Методика преподавания игры на инструменте», а также для совершенствования знаний учителей по классу скрипки в ДМШ. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, практическая значимость работы. В первой главе содержатся методические рекомендации по изучению гамм в разные периоды обучения игре на скрипке, основанные как на личном опыте, так и на рекомендациях известных скрипачей. Во второй главе даны педагогические рекомендации для правильного использования упражнений в подготовке и совершенствованию игрового аппарата и технических возможностей. В третьей главе систематизирована технология изучения этюдов на разных этапах развития скрипача, представлены группы этюдов на разные виды скрипичной техники. В заключении сделаны выводы о значимости регулярной и рациональной игры инструктивного материала с ориентацией на использование его в художественном репертуаре учащегося.
- Item"Ритмица" как базовая методика воспитания метроритмического слуха"(Дрогичин, 2022) Климчук, И. Л.; Klimchuk, I. L.Цель работы заключается в исследовании темы воспитания метроритмического слуха в рамках образовательной деятельности музыкальной школы. Предпринята попытка охарактеризовать поэтапность данного процесса, обозначить методические установки, способствующие достижению намеченной цели, рассмотреть результативные формы работы, а также указать на возможные трудности.