Весці беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 43
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 43 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 21
Results Per Page
Sort Options
- Item"Странное дело, но я часто завидую каменщикам...": письма Лидии Мухаринской к учителю(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Битерякова, Е. В.; Biterjakova, E. V.Девять писем Л. Мухаринской из Российского национального музея музыки, адресованные К. Квитке и относящиеся к 1940-м гг., – важнейшие документы, проливающие свет на неизвестные страницы истории науки. Их содержание свидетельствует о влиянии Квитки, наставника Мухаринской в Московской консерватории, на формирование научных взглядов начинающего исследователя в сфере полевого и теоретического этномузыкознания. Документы в равной степени рассказывают об обоих участниках переписки: раскрывая некоторые эпизоды деятельности Мухаринской, они освещают ключевые направления научных поисков Квитки. Знакомство с корреспонденцией, несмотря на ее небольшой объем, позволяет дополнить портреты ученых личными штрихами
- ItemНавукова-творчая дзейнасць З. Я. Мажэйка ў сувязях з alma mater(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Бярковіч, Т. Л., Беркович, Т. Л., Bjarkovіch, T. L.У артыкуле разглядаюцца шматгадовыя сувязі найярчэйшага прадстаўніка этнамузыкалогіі Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі З. Мажэйка з alma mater. Раскрываецца іх рэалізацыя ў выглядзе на вуковых кантактаў з прадстаўнікамі этнамузыкалагічнай школы Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі, удзе лу ў навуковых канферэнцыях, публікацый, рэдагавання і рэцэнзавання навуковых выданняў, працы ў Савеце па абароне дысертацый, апаніравання дысертацый, удзелу ў камісіі дзяржаўных экзаменаў, кансуль тавання прафесарска-выкладчыцкага саставу
- ItemК проблеме научного описания рукописных музыкальных текстов(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.В статье рассматриваются актуальные вопросы современной музыкальной медиевистики, связанные с определением критериев отбора и проблемой описания рукописных источников. Речь идет также о подготовке научного издания «Палеографическое описание музыкальных текстов из рукописных источников, хранящихся в фондах библиотеки Белорусской государственной академии музыки и Национальной библиотеки Республики Беларусь». В статью вошли материалы научно-исследовательской работы, выполнявшейся в Академии музыки в 2023 г
- ItemШкола профессора Николая Михайловича Волкова(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Дударенко, П. Ф.; Dudarenko, P. F.
- ItemВладимир Иванович Тарашкевич. Творческий портрет к юбилею музыканта(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Дударенко, П. Ф.; Dudarenko, P. F.
- ItemЗмест(Белорусская государственная академия музыки, 2023)
- ItemСимфония О. Ходоско "Missa" для смешанного хора a cappella: к вопросу о жанровых взаимодействиях в современной хоровой музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Володина, Д. Г., Лисова, Е. В.; Volodina, D. G., Lisova, E. V.В статье анализируется первый в белорусской музыке образец жанра симфонии для хора – симфония «Missa» О. Ходоско (2021). Предметом исследования являются проявленные в данном сочинении результаты жанрового взаимодействия мессы и вокальной симфонии.
- ItemПереплетение творческих и личных судеб Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова(Белорусская государственная академия музыки, 2023) фон Мекк Д. А.; fon Mekk D. A.В статье исследуются эпистолярное наследие и научная литература, касающиеся моментов пересечения творческих и личных судеб Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова.
- ItemКонцертная сюита из балета "Лебединое озеро" П. Чайковского - И. Оловникова как отражение индивидуального стиля пианиста -транскриптора(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.В статье рассматривается концертная сюита белорусского пианиста И. Оловникова, которая представляет собой фортепианную транскрипцию избранных номеров балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Подчеркиваются особенности построения сюиты, ее драматургии, выявляется специфика фортепианного прочтения оркестровой музыки сквозь призму индивидуального стиля транскриптора
- ItemПеснопения освящения храма в монодийных дореформенных обиходах: к проблеме реконструкции чинопоследования(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Плетнева, Е. В.; Pletneva, E. V.В статье исследуется репертуар чина Освящения храма (церкви) в певческой книге Обиход XVI – середины XVII в. Материалом послужили монодийные рукописи из собраний Российской государственной библиотеки (РГБ, Москва), Российской национальной библиотеки (РНБ, Санкт-Петербург), Национального архива Республики Карелия (НАРК, Петрозаводск). В результате было выявлено семь песнопений чина, отмечены формы нотации и стилевые версии, исполнительские и уставные ремарки, особенности расположения в кодексах, а также обозначены некоторые репертуарные отличия в чинопоследованиях в честь освящения храма между Обиходами и Демественниками этого времени.
- ItemОрган в музыкальной культуре Латвии второй половины XX в.: композиторское творчество и исполнительские традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шнайдер, В. А.; Shnajder, V. A.Статья посвящена органной культуре, композиторскому творчеству и исполнительским традициям Латвии. Анализируются органные концерты, кантатно-ораториальные и камерные сочинения с органом, созданные латышскими композиторами во второй половине ХХ в.
- ItemХоральные нотные рукописи латинской традиции в фондах отдела редких книг и рукописей Национальной библиотеки Беларуси: цистерцианский Градуал начала XVII в.(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Ліхач, Т. У.,Lihach, T. U.Градуал 091/311 – очень редкая и ценная рукопись, поскольку это единственный рукописный Градуал в библиотеках Беларуси. Изучение рукописи позволило прийти к важным выводам относительно того, где именно был переписан Градуал, а также того монастыря, в котором он позже использовался. Рукопись была создана, скорее всего, в начале XVII в. в польском женском цистерцианском монастыре в Олобоке; в XVIII в. он использовался в женском цистерцианском монастыре в Кимбаровке (возле Мозыря). Градуал традиционен по содержанию и типу нотации (готическая, или немецкая) и известен в польском и белорусском музыковедении.
- ItemЛокальная народно-песенная традиция глазами ее носителя(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Прибылова, В. М.; Pribylova, V. M.В статье поднимается вопрос значения этнофора в полевых исследованиях локальной специфики этномузыкальной культуры. Показывается, как устойчивые формы местного песенно-обрядового фольклора раскрываются в рамках одной встречи с носителем народно-песенной традиции – Валентиной Матвеевной Брыль из Бешенковичского района Витебской области. Яркие личностные качества и богатый творческий потенциал певицы становятся определяющим условием для выявления стилистических и этнофонических особенностей обрядовых напевов, новых деталей их этнографического контекста.
- ItemКомпозиторский взгляд на выразительные возможности духовых инструментов в "Секвенциях" Л. Берио(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja, E. V.В статье исследуются особенности трактовки выразительных возможностей духовых инструментов в «Секвенциях» Л. Берио. Анализируется семантическая и музыкально-драматургическая роль современных исполнительских приемов в избранных опусах. Определяются особенности интерпретации «Секвенций», связанные с применением средств современной нотации и характерных приемов театрализаии исполнительского процесса.
- ItemТеоретические аспекты изучения принципа повтора в музыке в работах западных исследователей начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Молчанов, А. С.; Molchanov, A. S.В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения музыкального повтора в работах западных ученых начала XXI в. В «зигонической теории» А. Окельфорда акцентируется структуралистский подход, при котором повтор предстает как источник возникновения музыкального порядка в соотнесении с возможностями когнитивного моделирования музыкальной структуры. В работе Э. Х. Маргулис рассматриваются психологические аспекты музыкального повторения, свойственного процессам восприятия музыки в разных жизненных ситуациях и практиках. В результате сопоставления разных точек зрения на природу повторения автор статьи обосновывает смыслообразующую функцию повтора, что открывает перспективы рассмотрения данного явления в музыке как определенного феномена музыкального мышления.
- ItemСовременная белорусская музыка для кларнета: исполнительские приемы и средства выразительности(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Скороходов, В. П.; Skorohodov, V. P.В статье рассматриваются новаторские инструментальные техники и средства выразительности в их связи с вопросами содержания произведений для кларнета современных белорусских композиторов.
- ItemИсполнительское интонирование как объект исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Статья посвящена изучению вопросов музыкального интонирования и является продолжением исследований автора в области обозначенной проблематики. Рассматриваются особенности генезиса данного понятия, обозначаются некоторые терминологические несоответствия в трактовке соотношения дефиниций «интонация» и «интонирование», намечается содержательный вектор современного взгляда на избранный объект исследования. Актуализация понятия «исполнительское интонирование» в современном отечественном музыкознании и его первоначальная расшифровка позволили автору статьи определить и указать возможные перспективы научных изысканий в данной проблемной сфере.
- ItemВиктор Иванович Елатов и его фольклорные песенные сборники(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Константинова, Т. Л.; Konstantinova, T. L.Статья посвящена научной биографии и наследию известного белорусского этномузыколога В. И. Елатова. В фокусе внимания – фольклорные песенные сборники ученого, представляющие одну из ведущих областей его исследовательской деятельности, которая до настоящего времени оставалась на периферии осмысления. Наблюдения над научным подходом к составлению и комментированию целого ряда публикаций в этом жанре позволяют расширить представление о научном вкладе Елатова в белорусскую этномузыкологию.
- ItemБалет Д. Шостаковича "Светлый ручей" в контексте проблематики смеховой культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Собалевич, Е. С., Аладова, Р. Н.; Sobalevich, E. S., Aladova, R. N.В статье рассматривается последний комический балет Д. Шостаковича «Светлый ручей» в свете идей смеховой культуры. Впервые при анализе балета «Светлый ручей» выявляются специфические черты театра балагана. Также анализируются проявления общих принципов музыкального комизма, выявляется главенствующая роль гротеск
- ItemФуги Д. Букстехуде и Ф. Куперена: в пространстве старинной сонаты(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена проблемам жанра и формы фуги в инструментальной музыке композиторов – предшественников и современников И. С. Баха. В центре исследования – фуги из ансамблевых сонат Д. Букстехуде и Ф. Куперена, принадлежащих к числу высших достижений камерно-инструментального искусства второй половины XVII – начала XVIII в. Основное внимание уделяется особенностям полифонического тематизма, контрапунктической техники и вопросам композиционно-драматургического строения. Фуга, как неотъемлемая часть барочной сонаты, рассматривается в контексте содержательной концепции целостной циклической композиции