Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 48
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 48 by Issue Date
Now showing 1 - 17 of 17
Results Per Page
Sort Options
- ItemЖанр хабанеры в хоровом звучании: специфика хорового письма и исполнительская артикуляция(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Снитко, А. И.; Snitko, A. I.В статье систематизируются исторические сведения о жанре «хабанера», рассматриваются его специфические признаки, прослеживается развитие жанра от танца к вокально-хоровой песне. Анализи- руются музыкальные образцы хабанеры в хоровом звучании, специфика хорового письма и исполнительской интерпретации.
- ItemХаральныя помнікі Беларусі XIV - XIX стст.: першая спроба сістэматызацыі(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Мартынюк, Т. У.; Martynjuk, T. U.У артыкуле прадстаўлена першая спроба каталагізацыі помнікаў харальнай традыцыі XIV–XIX стст., якія ўжываліся ў каталіцкім набажэнстве на тэрыторыі Беларусі і ў Вільнi (сталіцы ВКЛ). У цэлым удалося выявіць 61 рукапіс харальнай традыцыі. Знойдзеныя крыніцы належаць езуітам, дамініканцам, францысканцам, бернардзінцам, цыстэрцянам, брыгіткам і інш. Усе рукапісы сістэматызаваны па жанрах (Кірыалы, Градуалы, Антыфанарыі, Працэсіяналы, Інвітаторыі, Канцыяналы), размешчаны ў храналагічным парадку; адзначана, з якога кляштарнага асяродка яны паходзяць.
- ItemОпера Т. Адеса "Ангел-истребитель" в аспекте интертекстуальности(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Куропятник, Е. В.; Kuropjatnik, E. V.В статье анализируется музыкально-драматический текст оперы Т. Адеса «Ангел-истребитель» с точки зрения содержания в нем различных культурных символов, архетипических образов, музыкальных цитат и аллюзий. С целью реализации поставленной задачи используется метод интертекстуального анализа, что позволяет исследовать особенности соотношения «явного» и «тайного» интертекстов, сис- тему музыкальных цитат и аллюзий, а также глубинную структуру музыкального текста.
- ItemДа пытання архетыпаў рытуалу ў традыцыйнай этнапесеннай кальтуры(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Сідаровіч, К. А.; Sіdarovіch, K. A.Артыкул прысвечаны даследаванню рытуалу і яго функцыянавання ў традыцыйнай этнапесеннай культуры. Аўтар разглядае архаічныя, а таксама гульнявыя праявы ў рытуале з кампаратыўнага пункту гледжання на прыкладзе песенна-гульнявой дзеі «Яшчар».
- ItemВокальный цикл Валерия Воронова «Из жизни насекомых»: трагический гротеск(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Царюк, В. А.; Carjuk, V. A.Статья посвящена проблеме претворения трагедийных гротескных образов в вокальном цикле В. Воронова «Из жизни насекомых». Выделяются специфические черты феномена гротеска, его типы и способы выражения в музыкальном тексте.
- ItemНациональное историческое прошлое в сочинениях белорусских композиторов для гитары(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Шахаб, Д. С.; Shahab, D. S.В статье анализируются сочинения белорусских композиторов В. Захарова, В. Живалевского, А. Литвиновского и Г. Гореловой для гитары, посвященные национальному историческому прошлому Беларуси.
- ItemМикротематизм и его роль в формообразовании камерно-инструментальных сочинений Д. Лигети (на примере струнных квартетов и трио для скрипки, валторны и фортепиано)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Минич, А. В.; Minich, A. V.Статья посвящена проблемам тематизма и формы музыки второй половины ХХ в. На примере Струнного квартета № 1 «Metamorphоses nocturnes» (1953–1954), Струнного квартета № 2 (1968) и Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982) рассматриваются особенности тематической организации и формообразования камерно-инструментальных циклов Д. Лигети разных периодов творчества.
- ItemМетодологические подходы к исследованию оперы как текста(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Пилатова, И. В.; Pilatova, I. V.В статье представлены различные подходы к исследованию оперы как текста: либреттологический, интертекстуальный, текстологический, метод глубинного анализа. Предложена авторская трактов- ка категории «оперный текст», основанная на экстраполировании в область музыковедения понятий и терминов из генетической критики и лингвистики.
- ItemДиалектика традиций и новаций в фортепианном искусстве Беларуси (на примере педагогической деятельности М. А. Бергера)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Лебедева, А. Е.; Lebedeva, A. E.В статье рассматривается диалектика традиций и новаций в педагогической деятельности М. А. Бергера. Профессор, ставший основоположником белорусского фортепианного исполнительства и пе- дагогики, смог воплотить в своей работе традиции, унаследованные от великого учителя Л. В. Николаева. Инновационные взгляды М. А. Бергера оказались эффективны и были востребованы следующими поколениями в сфере белорусского музыкального образования.
- ItemК проблеме аллонимии в музыке: теоретические аспекты исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Бабенко, Е. С.; Babenko, E. S.В статье рассмотрены теоретические аспекты исследования явления аллонимии – специфического феномена, характеризующегося подписью произведения именем другого, реально существующего или существовавшего композитора. Обнародование этого феномена помогает восстановить утерянное представление о целостности музыкально-исторического наследия композиторов прошлого и современности.
- ItemЖанр концерта для трубы в творчестве В. Доморацкого(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Шкулепа, М. Ф.; Shkulepa, M. F.Объектом изучения в статье стал один из наиболее молодых жанров белорусского композиторского творчества второй половины ХХ в. – концерт для трубы. Анализ специфики его трактовки в современной музыке осуществлен на примере двух концертов для трубы В. Доморацкого, которые рассматриваются с позиций трактовки партии солирующего инструмента, особенностей преломления принципов концертирования, стилевого и композиционно-драматургического оформления музыкального материала.
- ItemМузыкальный текст - мемориальный текст: жанровые трансформации в музыке Г. Гореловой(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Воронова, С. С.; Voronova, S. S.В статье рассматривается феномен музыкального мемориала в творчестве Г. Гореловой. На примере Концерта для гобоя и камерного оркестра и «Страстей по Марку», миниатюр «Notturno-2014» и «Recordare» выявляются основные семантические и стилистические особенности гореловского музыкального мемориала. Делается вывод о расширении круга мемориальных сочинений композитора за счет циклов, изначально не заявленных в качестве сочинений in memoriam (сюита для гитары и клавесина «Успамін пра Нясвіж», вариации для гитары в характере чаконы «Мирский замок», сюита для гитары и цимбал «Сумныя прывіды знікнуўшых замкаў»).
- ItemКантата «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке: историко-культурный и музыковедческий аспекты(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Левая, Н. В.; Levaja, N. V.В статье дается анализ кантаты А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» (1983). Произведение рассматривается как примечательный документ эпохи, отражающий важнейшие тенденции ев- ропейской и проевропейской культуры второй половины ХХ в. Анализируются концептуальная и интонационная составляющие кантаты. Значительное внимание уделяется литературным первоисточникам, оказавшим решающее влияние на формирование художественного замысла. Подробно прослеживается преломление основных ветвей европейского метасознания второй половины ХХ в. в жанровом и интонационном пространстве кантаты.
- ItemПроизведения для флейты и фортепиано Д. Смольского в аспекте исполнительской интерпретации(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja, E. V.В статье анализируются произведения для флейты и фортепиано Д. Смольского в аспекте исполнительской интерпретации. Определяются особенности авторского текста и варианты его исполнительской трактовки в триптихе «Basso ostinato» и Сонате для флейты и фортепиано. Выявляется специфика интерпретации музыки Д. Смольского белорусскими исполнителями разных поколений.
- ItemПретворение интонационной основы узбекского фольклора в некоторых ваокальных номерах "Ак-Гюль" В. Золотарева (на материале ташкентских записей композитора)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Ассуил, М. А.; Assuil, M. A.В статье, посвященной мультикультурному творчеству В. Золотарева, рассматривается использование композитором узбекского фольклорного материала в песнях Лейли из IV картины оперы «Ак-Гюль».
- ItemСофрониевская херувимская И. А. Гарднера как образец нового хорового мышления в церковно-певческой культуре Русского Зарубежья(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Янум, О. Е.; Janum, O. E.Статья посвящена анализу хорового письма известного представителя литургического музыкознания в Русском Зарубежье, регента и церковного композитора И. А. Гарднера. Его произведения, основанные на гармонизации и обработке уставных распевов, продолжают и развивают лучшие традиции, сложившиеся в начале ХХ в. в творчестве русских композиторов – представителей «нового направления».
- ItemВклад Эди Тырманд в становление и формирование традиций концертмейстерского искусства Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Коротина, Н. А.; Korotina, N. A.Статья посвящена Э. Тырманд, одной из основателей кафедры концертмейстерского мастерства Белорусской государственной консерватории (Академии музыки). Ею был заложен ряд традиций, ка- сающихся концертмейстерской практики с вокалистом, чтения с листа и транспонирования, ансамблевой специфики сотворчества пианиста-аккомпаниатора с солистами-инструменталистами различных специализаций. Рассматриваются вопросы обновления и развития этих традиций преподавателями кафедры концертмейстерского мастерства.