Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 18
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 18 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 21
Results Per Page
Sort Options
- ItemСтихира на стиховне восьмого гласа в день Пятидесятницы (Святой Троицы) из белорусского рукописного ирмолоя 11Рк922к(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена сложной, малоисследованной и актуальной на сегодняшний день проблеме — характерным отличительным особенностям одной и той же стихиры, зафиксированной в разных системах нотации: невменной (крюковой) и квадратно-линейной. Подробно рассматриваются музыкально-поэтическая стилистика и драматургия варианта из белорусского нотолинейного ирмолоя 11Рк922к, музыкальная форма и знаменные попевки из рукописи невменной нотации 11Рк773. При указании на единый музыкально-поэтический первоисточник автор выделяет отличительные признаки обоих вариантов стихиры, их различные типы музыкального мышления: гомофонная мелодия, новый кантовый секвентный метод мелодического развития, обусловленный новой системой графической записи (11Рк922к), и столповая монодия с характерным для нее попевочным принципом развития (11Рк773).
- ItemБелорусский музыкант В. Н. Апатский - создатель современной школы игры на фаготе в Украине(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Ничков, Б. В.; Nichkov, B. V.В статье характеризуется деятельность выдающегося музыканта - выпускника Белорусской государственной академии музыки В. А. Апатского, создателя школы игры на фаготе в Украине.
- Item"Искусство быть вместе": из опыта работы с ансамблем флейтистов "Сиринкс"(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Авраменко, Н. В.; Avramenko, N. V.
- ItemО национальном и общечеловеческом в музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Мдивани, Т. Г.; Mdivani, T. G.Национальная конкретность музыки проявляет себя по-разному. В рамках так называемого «европейского профессионализма» присутствует уникальный феномен академической музыки, обладающий целым рядом наднациональных черт: звуковой, ритмической и жанровой системами, принципами формообра зования и проч. Постулируется, что в каждую историческую эпоху наряду с сочинениями, становящимися лишь «доку- ментами эпохи» (К.Дальхаус), создаются произведения, имеющие непреходящую историческую ценность и навеки остающиеся в сокровищнице мирового искусства, благодаря сохранению в них актуальной меры соотношения национального и общечеловеческого. Отсюда, высокохудожественное музыкальное произведение является зеркалом, в которое смотрятся современники – представители и разных национальностей, и одной мировой художественной культуры.
- ItemВерность делу и Отечеству. Страницы жизни и творчества М. Г. Солопова(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Чабан, В. А.; Chaban, V. A.
- ItemКолокол и колокольный звон как феномен духовной культуры православной церкви Западной Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Шатько, Е. Г.; Shat'ko, E. G.статье раскрывается звуковая символика колокола — cакрального инструмента церкви, предмета обета Богу, рассматривается богословско-философское понимание колокольного звона, анализируются возникающие во время звучания ассоциации прихожан и священнослужителей. В итоге обосновывается необходимость введения традиционных звонов Православной церкви Западной Беларуси в Государственный список нематериального историко-культурного наследия.
- ItemБелорусская музыка 1990-х гг. в исследованиях Валентины Антоневич(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Бондаренко, Е. С.; Bondarenko, E. S.В статье освещена одна из малоисследованных сторон научной деятельности белорусского музыковеда доктора искусствоведения, профессора Валентины Антоневич (1951–2004) — исследования национального композиторского творчества 1990-х годов. Валентина Антоневич предложила методы изучения «нового периода» белорусской музыки как сложного взаимодействия национально-романтической, духовно-религиозной и авангардной стилевых тенденций.
- Item"Пишите больше и лучше. Да не очень мудрите!" К вопросу о педагогической деятельности В.А. Золотарева(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Стасюк, Н. Н.; Stasjuk, N. N.Статья посвящена педагогической деятельности выдающегося русского и белорусского советского композитора, профессора В. А. Золотарева в разных городах России, Украины, Беларуси. В. Золотарев заложил фундамент белорусской профессиональной композиторской школы, воспитав представителей старшего поколения композиторов.
- ItemНациональные особенности баянной школы Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Чабан, В. А.; Chaban, V. A.Объект исследования - белорусская баянная исполнительская школа. В статье прослеживаются основные этапы ее истории, раскрываются внешние и внутренние стимулы развития, анализируется национальная специфика
- ItemНекоторые аспекты теории хоровой концертности(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Цмыг, Г. П.; Cmyg, G. P.Статья посвящена выявлению стилевых идиом хоровой концертной музыки. Автор предпринимает попытку раскрыть сущность явления хоровой концертности
- ItemЗмест(2011) Весці № 18
- ItemАнсамблевые сонаты Генри и Даниэля Пёрселлов в свете жанровых традиций трио-сонаты(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена английской ансамблевой сонате конца XVII в. Основное внимание уделяется трио-сонатам Генри Пёрселла, жанрово-композиционные особенности которых исследуются сквозь призму индивидуального авторского стиля и традиций барочной sonata da chiesa. Как продолжение намеченных Г. Пёрселлом тенденций развития старосонатного цикла рассматриваются сонаты для альтовой блок-флейты и basso continuo брата композитора — Даниэля Пёрселла.
- ItemНаучное издание энциклопедического характера (о монографии Б.В. Ничкова "Белорусские музыканты - исполнители на деревянных духовых инструментах")(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Шепель, Н. Н.; Shepel', N. N.
- ItemМинский период творчества Аркадия Гурова: Introitus(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Копытько, Н. А.; Kopyt'ko, N. A.Цель данной статьи — вернуть в научный и исполнительский обиход творческое наследие белорусско-израильского композитора Аркадия (Аарона) Гурова (1956–2002), бóльшую часть своей жизни про- жившего в Минске. В статье раскрываются источниковедческие проблемы изучения творчества композитора. Анализируются два кульминационных произведения А. Гурова минского периода — «Пять зонгов из лирики Б. Брехта» (1976) и Кантата № 2 на стихи Р. М. Рильке (1985), связанные с обращением автора к новаторским для белорусской музыки 1970–1980-х годов жанрам (музыкальный перформанс и камерная сольная кантата).
- Item"Расініяна, альбо Метамарфозы" А. Мдывані як прыклад "гульні з культурнай спадчынай"(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Дзягель, Т. У.; Dzjagel', T. U.Артыкул прысвечаны аднаму з актуальных пытанняў сучаснага музыказнаўства, а менавіта ўвасабленню ідэі і прынцыпу гульні ў музыцы. Асобна вылучаецца адлюстраваная ў творчасці прадстаўнікоў розных нацыянальных кампазітарскіх школ і стылёвых кірункаў ХХ ст. «гульня з культурнай спадчынай». У якасці яркага прыкладу творчага рашэння, заснаванага на гульні са стылямі, аўтарскімі тэкстамі, сродкамі музычнай выразнасці эпох, разглядаецца знакавы ў гэтым плане для беларускай музыкі канцэрт для аркестра А. Мдывані «Расініяна, альбо Метамарфозы»
- ItemТрансформация жанра и жанровая транспозиция как проблема музыкознания(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Хамко, А. Л.; Hamko, A. L.Статья посвящена вопросам преобразования жанра и дает обзор различных уровней жанровой трансформации, описанных в современной научной литературе. В ракурсе данной проблематики рассматривается феномен жанрового переосмысления музыки, заключающий в себе метод работы автора с собственным музыкальным материалом. Широкий обзор так называемых пограничных жанров и произведений, созданных посредством данного метода, позволил автору заявить проблему теоретического обоснования жанрового переосмысления музыки в композиторской практике.
- ItemНа Второй международной студенческой конференции-конкурсе в Тбилиси(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Густова, Л. А.; Gustova, L. A.
- ItemХронотоп музыкального произведения в контексте проблемы интерпретации клавирной музыки И.С. Баха(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Метельская, Е.М.; Metel'skaja, E.M.Статья исследует вопросы анализа интерпретации музыкального произведения. Автор предлагает использовать в качестве инструмента анализа интерпретации понятие «хронотоп интерпретации». Музыкальное время и музыкальное пространство в своем неразрывном единстве позиционируются как наиболее важные категории в создании индивидуальной исполнительской интерпретации. Они охватывают все пласты бытия музыкального произведения, в том числе и те, которые непосредственно не проявляют себя в звуках, являясь, тем не менее, неотъемлемой частью онтологического единства музыкального произведения. В качестве проявления музыкального хронотопа интерпретации на незвучащих «идеальных» уровнях му- зыкального текста автор предлагает термин «энергетические линии» интерпретации, переживание которых в горизонтальном ведении музыкальной ткани, а также их пространственное распределение в полифонии, отражает индивидуальное своеобразие музыкальной интерпретации. Статья адресована музыкантам-педагогам, исполнителям, всем, интересующимся вопросами музыкальной интерпретации.
- ItemЗ экспедыцыйных назіранняў над сучаснымі песенна-абрадавымі практыкамі каляндарна-земляробчага і сямейна-радавога цыклаў Міёршчыны(Белорусская государственная академия музыки, 2011) КанстанцінаваТ. Л., Бярковіч Т. Л.; KanstancіnavaT. L., Bjarkovіch T. L.У артыкуле разглядаюцца вынікі даследавання сучасных песенна-абрадавых практык каляндарна-земляробчага і сямейна-радавога прызначэння па матэрыялах сумеснай экспедыцыі беларускіх і латвійскіх этнамузыколагаў 2009 г. на Міёршчыну (паўночна-заходняя тэрыторыя Беларускага Паазер’я). Выяўляецца шэраг абрадавых «дамінант», якія па-ранейшаму «ўтрымліваюць» песенную традыцыю ва ўсёй разнастайнасці яе тыпалагічных праяў.
- ItemСовременное музыкознание о жанрово-стилевых особенностях китайской оперы ХХ в(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Чжан Бинь; Chzhan Bin'Статья посвящена современному китайскому музыкознанию о жанрово-стилевых особенностях китайской оперы ХХ в. В статье перечислены достижения в данной области исследования современных китайских музыковедов.