Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 49
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 49 by Issue Date
Now showing 1 - 18 of 18
Results Per Page
Sort Options
- ItemТеоретические воззрения Н. Чуркина на ладовую составляющую таджикского фольклора и их претворение в рамках отображения аутентичного материала(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Ассуил, М. А.; Assuil, M. A.В статье рассматриваются этнографические исследования одного из основоположников белорусской композиторской школы Н. Чуркина. На основе авторских записей, хранящихся в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства, впервые исследуется этномузыковедческая деятельность Н. Чуркина в период его нахождения в Таджикистане.
- ItemНаучный аспект преподавания профессиональной педагогики студентам специальности «музыкальное искусство»(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Голешевич, Б. О.; Goleshevich, B. O.В статье рассматриваются специфические особенности вузовской дисциплины «Профессиональная педагогика». Несмотря на ее музыкальную сущность, основные концептуальные положения преподаются с учетом общепедагогических знаний. К ним, прежде всего, относятся компоненты педагогической системы: цель, задачи, со-держание, закономерности, законы, принципы, педагогические условия, методы, оригинальные средства преподавания музыки как учебной дисциплины. Научный аспект данного процесса заключается в осовременивании традиционных понятий, их модификации и обосновании авторских парадигм воплощения представленного предмета для студен-тов специальности «музыкальное искусство».
- ItemМузыкально-педагогические принципы альтовой педагогики начального периода обучения и их воплощение в учебно-методических трудах(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Теран, Н. П.; Teran, N. P.В центре внимания автора статьи – вопросы методики обучения игре на альте на начальном этапе в детской музыкальной школе искусств, рассматриваемые в контексте специфических особенностей методики профессионального воспитания альтистов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления содержания начального музыкального образования альтиста и поиска оптимальных путей обучения на инструменте.
- ItemОб искусстве сочинения каденций.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Веденин, И. Г.; Vedenin, I. G.В статье рассматриваются роль и место сольных каденций в музыкальной культуре разных эпох. Приводится классификация типов каденций. Даются рекомендации по сочинению виртуозных соло. Предлагается интерактивная методика – обучение действием.
- ItemАутентичное направление в современном исполнительском искусстве(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Жукова, Л. М.; Zhukova, L. M.Статья посвящена исследованию феномена аутентичного (исторически информированного) исполнительства как одного из самых значительных явлений музыкального процесса второй половины XX – нача-ла XXI в. Данное направление музыкального исполнительства рассматривается в историческом контексте – от предпосылок к появлению музыкального аутентизма в начале ХХ в. до его расцвета в настоящее время.
- ItemКитайская политика одного ребенка и ее влияние на ментальность китайских студентов-вокалистов в высшей школе(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лой, И. В.; Loj, I. V.В статье кратко представлена история китайской политики планирования семьи (1979–2016 гг.), рассматривается ее влияние на общественное сознание и систему образования в КНР, описывается специфика школьного образования и особенности получения высшего образования в КНР, объясняется специфика ментальности китайских студентов, указываются основные педагогические векторы в работе с китайскими студентами.
- ItemЦикл «Картины» В. Оловникова: к вопросу воплощения художественного образа(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Оловников, И. В.; Оношко, И. Ю.; Olovnikov, I. V.; Onoshko, I. Ju.В центре внимания авторов статьи – пьесы фортепианного цикла «Картины» В. В. Оловникова (1919–1996). Рассматриваются вопросы воплощения художественных образов, роли картинно-живописного начала и жанровых элементов цикла, а также проблемы создания соответствующей исполнительской интерпретации данного произведения.
- ItemНекоторые особенности интерпретации этюдов Ф. Шопена (на примере этюда фа минор op. 25 № 2)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Сахарова, В. Н.; Saharova, V. N.В статье рассматриваются вопросы исполнительской интерпретации этюдов Ф. Шопена. Анализируется этюд фа минор ор. 25 № 2 с точки зрения опыта, полученного автором статьи в процессе сотрудничества с одним из выдающихся шопенистов современности А. Скавронским в рамках проведения международных мастер-классов. Даются рекомендации по работе над оригинальным метроритмическим замыслом этюда, созданием убедительной эмоционально-образной интерпретации сочинения.
- ItemВзаимодействие форм и средств невербальной коммуникации в исполнительской деятельности пианиста (на примере интерпретации Итальянского концерта И. С. Баха)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Ким, Т. А.; Kim, T. A.Невербальная коммуникация является одним из важнейших факторов в исполнительской деятельности пианиста. Как значимый визуальный стимул она способствует передаче информации, отражающей образно-эмоциональное содержание музыкального произведения, дополняя и конкретизируя его при помощи интонаций, мимики, взглядов, жестикуляции, позы. В статье рассматривается взаимодействие форм и средств невербальной коммуникации в процессе интерпретации Итальянского концерта И. С. Баха выдающимися пианистами XX–XXI вв. Г. Гульдом, А. Шиффом, К. Лифшицем, Р. Блехачем.
- ItemИнструментальный концерт в репертуаре трубача: жанрово-стилевой аспект и вопросы исполнительской интерпретации(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Змачинский, П. Б.; Zmachinskij, P. B.В центре внимания автора статьи – жанр инструментального концерта в репертуаре трубача. В работе рассматриваются вопросы исторического развития концерта для трубы с точки зрения стилевых особенностей жанра и задач его интерпретации.
- ItemСтановление и развитие специальной педагогической подготовки в Белорусской государственной академии музыки: традиции и инновации (к 40-летию создания кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства))(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Яконюк, В. Л.; Jakonjuk, V. L.В статье рассматривается деятельность кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства Белорусской государственной академии музыки в конце ХХ – начале ХХI в. Анализируются вопросы профессиональной подготовки и аттестации педагогов-музыкантов, содержание психолого-педагогического цикла учебных дисциплин. В статье уделяется внимание научно-исследовательской работе кафедры и подготовке специалистов высшей квалификации в области музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства.
- ItemПрофессиональные компетенции концертмейстера-пианиста: теория и практика музыкально-исполнительской подготовки на уровне высшего образования(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Коротина, Н. А.; Korotina, N. A.В статье анализируются концептуальные подходы и методические требования к подготовке концертмейстера-пианиста. Обосновывается система становления и развития профессиональных компетенций концертмейстера. Обобщается педагогический опыт ведущих педагогов кафедры концертмейстерского мастерства Белорусской государственной академии музыки.
- ItemСтаринные аппликатурные правила и современный пианизм(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Альтшулер, С. О.; Al'tusher S. O.В статье детально рассматриваются процессы трансформации и преломления аппликатурных принципов клавиристов XVI–XVIII вв. в современном пианизме. Выявляется взаимосвязь между аппликатурой и другими исполнительскими средствами – темпом, динамикой, артикуляцией. Анализируются три сочинения эпохи барокко с точки зрения наиболее удачно подобранной аппликатуры.
- ItemМузыкальная педагогика, психология и исполнительство глазами студентов: опыт организации научно-исследовательской работы молодых музыкантов (к 40-летию создания кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Самусенко, А. И.; Samusenko, A. I.В статье рассмотрен опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов на кафедре музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства со времени ее основания. Проанализированы различные формы самостоятельной поисковой деятельности студентов Академии музыки и динамика их участия в научной конференции «Музыкальная педагогика, психология и исполнительство глазами студентов» в период 2006–2019 гг., представлен анализ тематики и содержания работы секции «Музыкальная педагогика и психология». Намечены дальнейшие пути совершенствования учебно-исследовательской деятельности студентов в системе специальной профессиональной педагогической подготовки.
- ItemСпецифика преподавания учебной дисциплины «Основы фортепианной транскрипции и импровизации» в Белорусской государственной академии музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.Постоянно растущий интерес музыкантов к творческим видам деятельности способствовал появлению учебной дисциплины «Основы фортепианной транскрипции и импровизации». Дисциплина введена в учебный план студентов Белорусской государственной академии музыки, обучающихся по специальности 1-16 01 03 Фортепиано, в 2014 г. Статья посвящена специфике преподавания, содержанию и особенностям построения данного курса.
- ItemЖанрово-стилевые и композиционные особенности транскрипций для фортепиано с оркестром(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Данилов, А. А.; Danilov, A. A.В центре внимания автора статьи – жанр транскрипции для фортепиано с оркестром. В работе рассматриваются характерные для данного жанра особенности, а также выявляются современные тенденции его воплощения.
- ItemПедагогическая и научная деятельность К. М. Булыго: к 80-летию со дня рождения(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Самусенко, А. И.; Samusenko, A. I.В статье отражены основные вехи научной, педагогической и творческой деятельности видного представителя белорусской баянной школы К. М. Булыго. Анализируются его педагогические принципы, сформированные под влиянием традиций русской советской баянной школы, раскрываются некоторые аспекты исполнительской деятельности и административной работы. Рассматривается вклад Булыго в развитие научного потенциала, в процесс совершенствования профессиональной подготовки специалистов в системе музыкального образования республики.
- ItemКурс музыкальной психологии в высшей музыкальной школе (история становления учебного курса и обзор учебных программ)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Нестерова, М. В.; Nesterova, M. V.Статья посвящена учебно-методическим вопросам теоретической подготовки студентов в сфере психологии. Особое внимание уделено профессиональной (музыкально-педагогической) направленности содержания учебной дисциплины «Музыкальная психология» и особенностям формирования тематических планов учебных программ по психологии для студентов различных специализаций.