Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 51
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 51 by Issue Date
Now showing 1 - 17 of 17
Results Per Page
Sort Options
- ItemФилософско-методологический анализ возможностей искусственного интеллекта в контексте генерирования музыкального текста(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Скиба, И. Р.; Skiba, I. R.В статье рассматриваются философско-методологические аспекты применения технологий искусственного интеллекта в контексте музыкального творчества, проводится анализ значимости творческих продуктов искусственного интеллекта в корреляции с творческими продуктами человеческой деятельности, осмысливается генезис эвристических компонент машинного творчества как в историческом, так и в технологическом ключе, дается оценка футуристическому вектору применения искусственного интеллекта в творческой деятельности.
- ItemРазнообразие певческой практики в Свято-Елисаветинском женском монастыре г. Минска(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Багрий, Е. Н.; Bagrij, E. N.В статье рассматривается история хоров Свято-Елисаветинского женского монастыря г. Минска. Анализируются составы коллективов, их репертуар, а также особенности музыкального монастырского искусства в целом.
- ItemФеномен индивидуального исполнительского стиля в контексте белорусской школы игры на трубе(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Шкулепа, М. Ф.; Shkulepa M. F.В статье анализируется содержание понятия «индивидуальный исполнительский стиль»; вырабатывается представление о современных требованиях к профессионально важным качествам музыканта-трубача, составляющим основу индивидуального исполнительского стиля; характеризуются индивидуальные исполнительские стили ведущих представителей современной белорусской школы игры на трубе.
- ItemБелорусский балет XXI в.: специфика жанра (на примере балетного творчества О. Ходоско)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Доронкина, М. С.Статья посвящена специфике жанра балета на примере творче-ства современного белорусского композитора О. Ходоско. В центре внимания – музыкальный текст поставленных балетов композитора. Специфика проявления жанра балета в белорусской музыке XXI в. не-посредственно связана с образным содержанием, жанровой типологи-ей и композиционной структурой. В балетах О. Ходоско происходит переосмысление жанрового содержания, внутреннее обогащение язы-ка, форм и выразительных средств классических типов балета, что влечет за собой изменение устоявшихся норм и влияет на определение жанрового типа балета.
- ItemПолистилистика в камерном вокальном творчестве белорусских композиторов конца XX - начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Чекир, Е. В.; Chekir, E. V.Претворение метода полистилистики рассматривается на ма-териале камерных вокальных сочинений белорусских композиторов конца ХХ – начала ХХI в. На основе целостного анализа произведений А. Безенсон, В. Кузнецова, В. Петько, А. Пилатова, О. Ходоско, А. Цал-ко выявляются особенности трактовки данного метода различными авторами.
- ItemКитайская национальная опера: основные понятия и характеристики, эстетические критерии и социокультурные нормы(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лой, И. В.; Loj, I. V.В статье характеризуется понятие «китайская национальная опера», обозначены основные особенности китайского музыкально-го театра, сложившиеся эстетические критерии, представления о красоте, о дозволенном и недозволенном, закрепленные временем поведенческие стереотипы в отношениях между полами, психологические препятствия, продиктованные социокультурными и политическими реалиями китайского общества.
- ItemАспекты изучения вокальной музыки и исполнительского искусства эпохи барокко(2020) Белая, С. А.; Belaja, S. A.Статья посвящена вопросам исполнения вокальной музыки эпохи барокко. Рассматриваются научно обоснованные походы к данной проблеме, определяются место и роль барочного вокального исполнительства в современной музыкальной культуре Беларуси, дается обзор кон-цертного репертуара, основанного на вокальных сочинениях эпохи барокко.
- ItemВторой струнный квартет М. Вайнберга: «биография» произведения(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Серафинович, Р. И.; Serafinovich, R. I.В статье рассматривается Второй струнный квартет ор. 3 (1940) как яркий образец раннего стиля Мечислава Вайнберга. Определяются место и роль этого произведения в творческом наследии композитора.
- ItemНекоторые особенности формообразования и организации звуковысотности в вокальных произведениях В. Кузнецова (на примере вокальных циклов «Китайская шкатулка», «Из сочинений Козьмы Пруткова»)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Самарина, А. Д.; Samarina, A. D.В статье рассматриваются черты и особенности реализации различных композиционных техник в вокальных циклах В. Кузнецова «Китайская шкатулка» и «Из сочинений Козьмы Пруткова». Выявля-ется образный строй произведений, особенности драматургии.
- ItemМузыкальная практика чань-буддизма: содержание и классификация видов(Белорусская государственная академия музыки, 2020) У Пэнфэй; U PjenfjejВ статье представлена система видов чань-буддийской культовой музыки, опирающаяся в том числе на исследования китайских ученых. Дается краткая характеристика чань-буддизма как китайской версии буддизма, отмечается влияние традиционного искусства Китая на культуру буддизма. Приводятся различные классификации религиозной музыкальной практики, характеризуются виды чань-буддийской культовой музыки, раскрываются особенности синтеза культо-вой музыкальной практики чань-буддизма и китайской традиционной музыкальной культуры.
- ItemМистериальность в опере Т. Адеса «Ангел-истребитель»(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Куропятник, Е. В.; Kuropjatnik, E. V.В статье рассматриваются особенности воплощения характерных черт жанра мистерии в оперных сочинениях. Анализируются ти-пичные признаки мистерии в опере Т. Адеса «Ангел-истребитель» с точки зрения их проявления в концепции, сюжете, драматургии и музыкальном языке произведения.
- ItemРабота концертмейстера в процессе подготовки оперного спектакля(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Коротина, Н. А.; Korotina, N. A.В статье рассматривается специфика работы концертмейстера и связанные с ней необходимые критерии и правила. На основе существующего профессионального опыта выделяется четыре этапа работы концертмейстера при подготовке оперного спектакля. Анализируются особенности деятельности оперного концертмейстера, способствующие успешному выступлению солиста в спектакле.
- ItemОб особенностях интонационной работы с хоровой партитурой (на примере современных белорусских композиторов)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Петько, В. И.; Pet'ko, V. I.Статья посвящена анализу специфики интонационной работы с хоровой партитурой на примере произведений современных белорусских композиторов А. Бондаренко, В. Кузнецова, Л. Шлег. Особое внимание уделяется определению природы интонационных трудностей и их обусловленности особенностями композиторского стиля. Выделяются определенные этапы работы с хоровой партитурой, направлен-ной на достижение наиболее точного интонационного прочтения музыкального текста.
- ItemО гармоническом языке Л. Абелиовича (на примере вокальной музыки)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Король, М. А.; Korol', M. A.В статье рассматриваются особенности гармонического языка Льва Абелиовича (многозвучные аккорды с побочными тонами и альте-рацией, сложные тоники, красочные обороты с гармониями плагаль-ной и медиантовой сфер) на примере его камерно-вокальных сочинений.
- ItemОтражение традиций китайского драматического искусства в камерной вокальной музыке (к проблеме исполнительской интерпретации художественных песен)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Ван Хонтао; Van HontaoВ статье рассматриваются проблемы влияния традиций китайской драмы на становление и развитие камерного вокального искусства, анализируются вопросы исполнительской интерпретации художественных песен на стихи старинных поэтов.
- ItemБелорусский музыкальный мемориал в свете национального менталитета(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Воронова, С. С.В центре внимания автора статьи – музыкальные мемориалы бе-лорусских композиторов, которые рассматриваются в контексте их связи с национальным менталитетом. Выявляются важнейшие харак-теристики белорусской ментальности как основания для opus memo-riam. В статье выделены знаковые для национального мировосприятия мифологемы, связанные с почитанием культа предков и получившие воплощение в виде музыкальных мемориалов.
- ItemПроизведения для различных составов флейтовых ансамблей в творчестве белорусских композиторов второй половины XX – начала XXI в.(Proizvedenija dlja razlichnyh sostavov flejtovyh ansamblej v tvorchestve belorusskih kompozitorov vtoroj poloviny XX – nachala XXI v., 2020) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja E. V.В статье рассматриваются произведения белорусских композиторов второй половины XX – начала XXI в. для монотембровых флейтовых ансамблей и ансамблей флейт с фортепиано. Анализируются жанровые, образно-содержательные, композиционно-структурные особенности этих сочинений, а также специфика реализации в них со-временных композиционных техник и новых приемов игры. Выделяются специфические черты произведений, которые могут быть отнесены к категории оригинальных авторских жанров.