Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 42
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 42 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 26
Results Per Page
Sort Options
- ItemКультурно-цивилизованные музыкальные системы Южной и Юго-Восточной Азии: компаративный анализ(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Карташова, Т. В.; Kartashova, T. V.Статья посвящена компаративной характеристике музыкальных культур Южной и Юго- Восточной Азии на примере Индии и Индонезии. Эти знаковые регионы становятся квинтэссенцией типологических качеств, характеризующих культуры азиатских макрорегионов как целостно-системное явление. Проводятся аналогии между однопорядковыми явлениями в индийской и индонезийской музыкальных культурах с акцентом на выявлении их общности. Наличие точек пересечения в системах координат обозначенных регионов свидетельствует о межцивилизационных контактах и сложившихся архетипах в культурах Южной и Юго-Восточной Азии, подтверждая их взаимодействие и взаимообогащение.
- ItemМузыкальный строй в науке рубежа XX - XXI вв.: к постановке проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Куракина, Е. В.; Kurakina, E. V.Статья посвящена анализу современных подходов к музыкальному строю, сложившихся в научной литературе рубежа ХХ – ХХI вв., с точки зрения выявления существующих противоречий и проблемных зон. Предлагаются перспективные направления изучения проблем музыкального строя, ориентированные на формирование единого научного подхода, учитывающего различные музыкально-научные концепции и достижения музыкально-художественной практики разных эпох.
- ItemСтилевое обучение пианистов в Саратовской консерватории: проблемы и перспективы(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Смирнова, Н. М.; Smirnova, N. M.В статье обобщается опыт обучения пианистов в Саратовской консерватории по стилевому методу, получает отражение тематика семинаров, посвященных проблемам исполнения классической и романтической музыки. Акцентируются вопросы целесообразности сравнительного анализа, касающегося проблем воспитания стилевого чувства у исполнителей-пианистов. Фортепианный стиль рассматривается как разнородная и открытая динамическая система, включающая содержательное ядро и индивидуальную вариабельность восприятия.
- ItemБелорусская музыка 1960 – 80-х гг.: жанры кантаты и оратории(2023) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье рассматриваются тенденции развития жанров кантаты и оратории в белорусской музыке 1960 – 80-х гг. Характеристика музыкальной культуры данного периода осуществляется в русле общих для советского музыкального искусства процессов, в то же время акцентируются факторы, способствовавшие выделению национально-самобытных черт вокально-хоровых жанров: бурное развитие фольклорной кантаты, актуализация темы Поэта, вызревание особого ракурса военно-мемориальной темы.
- ItemФормы репрезентации современной хоровой фактуры(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Дубатовская, О. А.; Dubatovskaja, O. AВ центре внимания автора статьи – вопросы формирования современной фактуры a cappella. Данный феномен определяется в качестве самостоятельной единицы музыкального целого, обладающей семантической, формообразующей функциями и функцией стилевой индексации. Современная фактура a cappella рассматривается в нескольких аспектах: с точки зрения модификации языка, фоники и структуры.
- ItemЛистая жизни страницы. К юбилею заслуженного артиста Белорусской ССР М. А. Зданевича(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Цыбульская, Т. Н.; Cybul'skaja, T. N.
- ItemИнтегративный подход и музыкально-педагогические традиции Саратовской консерватории: наследие и современность(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Полозова, И. В.; Polozova, I. V.Статья посвящена анализу более чем столетней истории развития музыкальной фольклористики в Саратовской консерватории. Показана эволюция развития общих методологических оснований саратовской этномузыкологии, обозначены актуальные в XXI в. подходы к изучению народно-певческого материала, среди которых интегративный подход, основанный на междисциплинарных взаимодействиях, представляется наиболее перспективным. Анализ опыта последних лет показывает, что именно интеграция, междисциплинарность позволяют достичь существенных результатов в изучении современного состояния народно-певческой культуры во всей полноте составляющих ее компонентов, включая не только собственно народную песню, но и близкую ей сферу внебогослужебного церковного новообрядческого и старообрядческого пения.
- ItemВопросы теории ранней полифонии в современном музыкознании(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В данной статье вопросы теории ранней полифонии рассматриваются в связи с монодией. В качестве объекта исследования избраны два явления: органумная практика Средневековья и бурдонное многоголосие тюрко-монгольских народов. Их анализ позволяет создать представление об особенностях двух разных по происхождению форм ранней полифонии.
- ItemК вопросу об исторической эволюции opus memoriae в европейской музыкальной культуре(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Воронова, С. С.; Voronova, S. S.Статья посвящена вопросам специфики воплощения мемориальных идей средствами музыки в различные исторические эпохи. Освещаются основные эстетические константы, способствующие или препятствующие проявлению мемориальности как качества музыкального содержания на различных исторических этапах. Очерчен круг opus memoriae, наиболее значимых для каждой эпохи.
- ItemЭволюция "мифа Кармен" в сравнительной характеристике отдельных хореографических воплощений XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Фурман, Н. Н.; Furman, N. N.В центре внимания автора статьи четыре хореографические постановки второй половины ХХ в., связанные с образом Кармен: «Кармен-сюита» А. Алонсо (1967), «Кармен» А. Гадеса (1983), «Кармен» М. Эка (1992) и «Кармен-сюита» В. Елизарьева (1974). Прослеживается эволюцию образа Кармен в каждом музыкально-хореографическом воплощении, вводится понятие мифологемы «Кармен» как отражения предельного стремления любящего человека к индивидуальной свободе, личной независимости, как основной ценности в его жизни. «Кармен» как мифологема – это конструктивный топос, бесконечно обновляющийся семантически/хореолексически материал, сохраняющий базисную структуру внутренних отношений и бесконечность смысловых комбинаций.
- ItemКомпозиционная техника и ее метаморфозы в современной музыке: векторный метод Э.- С. Тююра(2023) Сытько, Л. В.; Syt'ko, L. V.Статья посвящена вопросам композиционной техники на современном этапе, в частности проблеме взаимосвязи техники и музыкального материала. На примере сочинения Э.-С. Тююра «Фантазма» для симфонического оркестра рассматривается векторный метод композитора как проявление особого отношения к технике в современной практике.
- ItemСимволика и семантика в произведениях о Хатыни: авторская концепция(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Войтик, В. А.; Vojtik, V. A.
- ItemВыхадная мініяцюра Ірмалогія ў Супральскім пеўчым кодэксе канца XVI - пачатку XVII ст.(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Жукоўская, І. І.; Zhukoўskaja, І. І.; Жуковская, И. И.У артыкуле разглядаюцца пытанні мастацкага аздаблення Супрасльскага Ірмалагіёна. У цэнтры ўвагі – адна з мініяцюр, якая ўпрыгожвала натаваны кодэкс да пачатку 90-х гг. ХХ ст., але была згублена. Мініяцюра ўяўляла сабой малюнак, на якім графічнымі сродкамі былі ўвасоблены вобразы святых Іаана Дамаскіна і Касмы Маюмскага.
- Item"Дзікае паляванне караля Стаха" В. Солтана в постановке В. Цюпы (1989) и А. Моторной (2021): особенности интерпретации оперного текста(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Пилатова, И. В.; Пілатава, І. У.; Pilatova, I. V.В статье рассмотрены сценические решения оперы В. Солтана «Дзікае паляванне караля Стаха» в постановках В. Цюпы (1989) и А. Моторной (2021). Выявлены основные различия в сюжетно-драматургической канве спектаклей, проведен сравнительный анализ визуального ряда (декораций, костюмов, света), раскрыты метафорические и глубинные смыслы, заложенные в тексты спектаклей режиссерами. Сделан вывод о «режиссерской параллели» постановок и основного текста оперы.
- ItemОб учителе с любовью. К юбилею заслуженного артиста Республики Беларусь Ю. Н. Гильдюка(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Науменко, Е. В.; Naumenko, E. V.
- ItemБуддийский церемониал Великого поста и мантра (на примере храмов горы Утай в Китае)(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Хуан Вэньцзин; Huan Vjen'czinСтатья посвящена музыкальной характеристике мантр, которые используются в период Великого поста в храмах на горе Утай. Мантры этого религиозного ритуала, представляющего китайский буддизм, исследуются впервые. В работе показаны проявления принципов буддийской канонической поэтики, сложившейся в школе Куаянь, в культуре Запада, в т. ч. в minimal music.
- ItemСольфеджио как система музыкального интонирования: некоторые страницы истории(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Рассматриваемые в статье вопросы находятся в проблемном поле современного взгляда на историю сольфеджио как системы музыкального интонирования. Рассуждения выстраиваются в русле главного смыслового посыла на исторически сложившуюся необходимость глубинного осмысления сольфеджио как объекта исследования. Подобный ракурс становится основой переосмысления существующего в сегодняшних реалиях значительного упрощения смысла объемного и неоднозначного явления, которое зародилось в глубокой древности на уровне практического (исполнительского) интонирования и заметно эволюционировало до комплексной системы развития музыкального слуха и мышления, шире – до самостоятельной сферы современного музыкознания.
- ItemКларнет в камерно-инструментальном творчестве И. Ф. Стравинского (на примере Трех пьес для кларнета соло)(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Скороходов, В. П.; Skorohodov, V. P.Автор статьи рассматривает новаторские инструментальные техники, средства выразительности, новые метроритмические особенности, необычные тембровые краски в камерно-инструментальном творчестве Игоря Стравинского на примере Трех пьес для кларнета соло.
- ItemАнтон Гриневич. Становление белорусской фольклористики (по материалам архивного фонда1)(Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі Вып. № 42, 2023) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося деятеля белорусской музыкальной культуры 10 – 30-х гг. ХХ в. Антона Гриневича, его роли в становлении отечественной этномузыкологии. В работе используются документы Центра исследований старопечатных изданий и рукописей ЦНБ им. Якуба Коласа НАН Беларуси, многие из которых вводятся в научный обиход впервые.
- ItemО значении тембродинамического плана в интерпретации клавирной фуги И. С. Баха(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Ян Шуангэ; Jan ShuangjeВ статье ставится один из важнейших вопросов китайского баховедения – интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха в связи со звуковысотными закономерностями проведений1 темы. Этот вопрос рассматривается путем выявления тембродинамического плана и определения его значения в контрапунктическом развитии клавирной фуги.