Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 43
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 43 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 22
Results Per Page
Sort Options
- ItemНекоторые особенности белорусской музыки XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Бунцевич, Н.; Buncevich N.Статья посвящена тенденциям, которые проявились в белорусской музыкальной культуре ХХІ в.: расширение понимания национального, возвращение эстетики бесконфликтности, стремление к «тихим» красивым композициям, изменение жанровой палитры, новое соотношение академической и эстрадной сфер, превалирование музыкальной журналистики над критикой, изменение имиджа и психологии музыканта-творца. Среди причин указанных явлений – экономические факторы, зависимость композитора от исполнителей и публики, изменение самого понятия «событие» применительно к культуре. Особое внимание уделяется воздействию массовой культуры на академическое искусство.
- ItemТрадиции богослужебного пения саратовских старообрядцев в XIX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Полозова, И.; Polozova I.Статья посвящена характеристике церковно-певческих традиций саратовских старообрядцев. Рассматриваются такие важные с точки зрения сохранения традиций знаменного пения вопросы, как практика многораспевности и наиболее употребительные в данной региональной традиции стилевые варианты напевов, эволюция традиций знаменного пения, местная исполнительская специфика. Изучение рукописного наследия саратовских старообрядцев, архивных и исторических документов, старообрядческой периодики XIX – начала XX в., современной литургической практики позволяет дать комплексную характеристику рассматриваемой певческой региональной традиции.
- ItemЗначение творчества Нея Розауро в развитии исполнительского искусства на ударных инструментах(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Лазовский, А.; Lazovskij A.Статья посвящена творческой деятельности известного бразильского композитора и перкуссиониста Нея Розауро. Автор дает краткую характеристику методическим разработкам музыканта, раскрывает стилистику наиболее значительных его сочинений. Статья адресована широкому кругу музыкантов, но прежде всего педагогам и исполнителям, желающим усовершенствовать технику игры на ударных инструментах, развить свой исполнительский стиль и расширить музыкальный кругозор.
- ItemЖанр melodie в творчестве А. Дюпарка(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Дейкало, И.; Dejkalo I.Статья посвящена вокальному жанру mélodie – одному из знаковых явлений музыкального романтизма во Франции. Опираясь на современные научные исследования и собственные аналитические на- блюдения, автор обозначает важнейшие жанровые черты mélodie, утвердившиеся в цикле «Летние ночи» Г. Берлиоза, и подробно рассматривает особенности претворения жанра в творчестве французского композитора XIX в. А. Дюпарка.
- Item"Песнопения Божественной Литургии" Порфирия Демуцкого для смешанного хора: жанровые и стилистические особенности(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Марущак, М.; Marushhak M.Произведение «Пѣснопѣнія Божественной Литургіи, приспособленные для сельскихъ хоровъ П. Демуцкимъ», обнаруженное автором статьи в Институте рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, в течение более ста лет оставалось в забвении. В данной статье впервые проанализированы музыкальный, вербальный материал, структура песнопений и жанрово-стилевые особенности этого произведения.
- ItemОсобенности претворения народных вокальных традиций в современном музыкальном искусстве Китая(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Ли Эр Юн; Li Jer JunВ статье рассматриваются особенности претворения народных вокальных традиций в современном музыкальном искусстве Китая. Выявляется региональная специфика народно-песенного искусства, анализируются жанровое многообразие аутентичных песен и исполнительские техники.
- ItemПроизведения для скрипки и фортепиано Генриха Вагнера(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Пищик, М.; Pishhik M.Статья посвящена творчеству Генриха Вагнера (1922–2000) – одного из ведущих белорусских композиторов, классика национального музыкального искусства. Главным объектом рассмотрения стали скрипичные произведения Г. Вагнера, которые составляют основу учебно-педагогического и концертного репертуара белорусских скрипачей.
- ItemПроявление реализма в белорусской музыке второй половины XIX - первой четверти XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Соколовская, М.; Sokolovskaja M.В статье рассматриваются проявления отечественного реализма (в творчестве композиторов второй половины XIX – первой четверти XX в. – С. Монюшко, К. Галковского, Л. Роговского), а также свойственные ему элементы позднебелорусского романтизма и модернизма, к первой волне которого относится поздняя симфоническая музыка М. Карловича.
- ItemИван Козловский: у истоков творческого становления великого тенора (полтавский период)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Андреева, В.; Andreeva V.Статья посвящена полтавскому периоду жизни и творчества одного из выдающихся певцов ХХ в. Ивана Козловского. Опора на архивные материалы, а также газетную периодику Украины 1917–1921 гг. позволила воссоздать объективную картину творческой деятельности певца в Полтаве, связанной с его участием в концертах, спектаклях украинской драматической труппы и оперного театра.
- ItemНекоторые особенности камерно - инструментального творчества Е. Каретникова (на примере сонат для виолончели и фортепиано)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Фещенко, Е.; Feshhenko E.В статье исследуются жанрово-стилистические, образно-содержательные и композиционные особенности двух произведений современного белорусского композитора В. Каретникова для виолончели и фортепиано – Сонаты и Сонаты-фантазии. В результате последовательного анализа выявляется специфика композиторского прочтения жанра камерной инструментальной сонаты.
- ItemМіфалагічныя вобразы "Змей/Ящар/Цмок" у славяна - балцкім фальклоры(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Сідаровіч, К.; Sіdarovіch К.Артыкул прысвечаны характарыстыцы міфалагічных вобразаў Яшчара/Змея/Цмока ў традыцыйнай культуры славянскіх і балтыйскіх народаў. Аўтар разглядае этымалогію назваў «Змей», «Яшчар», «Цмок» і месца саміх вобразаў у міфалагічнай карціне свету славян і балтаў. На прыкладзе песенна-гульнявой дзеі «Яшчар» і псальмаў аб святым Юрыі раскрываецца адлюстраванне міфалагічнага ўяўлення пра свет у традыцыйнай этнапесеннай культуры.
- ItemРитмическая и ладовая организация литургической монодии как феномена музыки устной традиции (на материале песнопений из белорусских нотолинейных Ирмологионов конца XVI - XVII в.)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Шпаковская, Л.; Shpakovskaja L.Статья посвящена вопросам ритмической и ладовой организации церковных песнопений из белорусских и украинских рукописных Ирмологионов конца XVI – XVII в.
- ItemЦерковное пение татар - кряшен в аспекте взаимодействия православной и фольклорной певческих традиций(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Гумерова, А.Статья посвящена рассмотрению церковно-певческой практики татар-кряшен – субэтнической общности татарского народа, исповедующей православие. Прослеживается история формирования традиции, связанная с миссионерской деятельностью Русской православной церкви во второй половине XIX в. в Среднем Поволжье. Определяются особенности современного церковного пения, обусловленные взаимодействием двух певческих традиций – богослужебной и фольклорной. Выявляется целый комплекс воздействий фольклорного начала, проявляющихся не только в звуковысотном строе культовых напевов,но и во внешних характеристиках практики – певческих составах, манере пения, тембровой окраске.
- ItemПретворение традиций русской пианистической школы Л. Николаева в фортепианном искусстве Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Лебедева, А.; Lebedeva A.В статье рассматриваются традиции русской пианистической школы Л. Николаева и их претворение в педагогической деятельности М. Бергера. Обращение к проблеме преемственности, изучение диалектического взаимодействия традиции и новаторства позволяют выявить лучшие достижения и перспективы развития фортепианного искусства Беларуси.
- ItemСюита "Игра света" Дмитрия Смольского: к вопросу о корреляции категорий "форма" и "композиторская техника" в музыке XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Никулина, Т.; Nikulina T.Актуальная для современного музыкознания проблема корреляции категорий «форма» и «композиторская техника» рассматривается в статье на примере фортепианной сюиты Д. Смольского «Игра света». Анализируются авангардные композиторские техники в их взаимосвязи с формой каждой композиции цикла. Акцентируются художественные открытия Смольского, его творческие посылы в будущее.
- ItemПанорама развития белорусского домрового концерта: музыкально - исторический контекст(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Лазутская, Н.; Lazutskaja N.В статье рассматриваются вопросы становления и развития белорусского домрового концерта второй половины XX – начала XXI в. В аспекте формирования музыкально-исторического контекста выявляются его музыкально-стилевые и драматургические особенности, процессы индивидуализации жанровой модели.
- ItemПолифонические сочинения русских композиторов в репертуаре пианиста(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Тащилина, М.; Tashhilina M.Полифонические сочинения составляют важнейший раздел фортепианного репертуара. В данной статье рассматривается полифоническое наследие русских композиторов – М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Аренского, А. Лядова, А. Глазунова, С. Ляпунова, А. Скрябина.
- Item"Печальный концерт" для флейты с оркестром В. Корольчука: авторский взгляд на тему Фолии А. Корелли(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Машковская, Е.; Mashkovskaja E.В статье анализируются особенности интертекстуальных взаимосвязей и авторской трактовки темы Фолии А. Корелли в «Печальном концерте» для флейты с оркестром В. Корольчука. Определяются основные драматургические функции цитаты. Выявляются характерные черты строения цикла, а также ключевые принципы взаимодействия солиста и оркестра.
- ItemСтрунный квартет в музыкальном искусстве Казахстана(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Акпарова, Г.; Akparova G.Целью данной статьи является осмысление исторического процесса становления и развития жанра струнного квартета в творчестве композиторов Казахстана с точки зрения особенностей формы, преломления национальных традиций и общеевропейских художественных тенденций. Актуальность темы обусловлена вхождением в искусство Казахстана художественно ярких произведений этого жанра. Дан краткий музыковедческий анализ некоторых из них.
- ItemСольная каденция - важный элемент музыкального произведения, или Что нужно знать о сольной каденции (из опыта работы в классе кларнета)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Скороходов, В.; Skorohodov V.В статье рассматриваются проблемы, которые связаны с искусством исполнения каденций из произведений композиторов эпохи барокко и периода венского классицизма. В работе осуществляется анализ сложившихся традиций исполнения каденций, а также их смысловых и содержательных особенностей.