Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 21
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 21 by Subject "Белорусский"
Now showing 1 - 5 of 5
Results Per Page
Sort Options
- ItemЖанровые особенности сочинений духовной тематики (на материале вокально-симфонического творчества белорусских композиторов)(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Климанов, Семен Михайлович; Klimanov, S. M.В статье рассматриваются жанровые особенности вокально-симфонических сочинений современных белорусских композиторов, в основу которых положена духовно-религиозная тематика. На материале произведений «Жальбы» И. Ходоско, «Откровения Иоанна Богослова» В. Кузнецова, духовных кантат А. Короткиной, А. Безенсон, А. Литвиновского, а также «Чернобыльского реквиема» С. Бельтюкова выявляются особенности авторской трактовки первичных религиозных жанров в области содержания, формы и предназначения. Общим для всех сочинений содержательным признаком выступает опора на библейское каноническое слово, на церковные богослужебные и неканонические духовные тексты. В области формы выделяются модели, основанные на номерной организации или на принципе сквозного развития. Своеобразие жанровых характеристик более всего проявляется в коммуникативной сфере, которая предопределяет реализацию разнообразных композиторских идей – от реконструкции жанра до его авторской интерпретации, ориентированной на массовое восприятие.
- ItemНаследие СССР (о некоторых музыкально - эстетических позициях советского времени)(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Шарай, Иван Иванович; Sharaj, I.
- ItemРоль хорового начала в драматургии оперы - притчи "Джордано Бруно" С. Кортеса(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Караев, Юрий Анатольевич; Karaev, Ju. A.Статья посвящена определению роли хорового начала в драматургии оперы-притчи «Джордано Бруно» С. Кортеса. Выявляется доминирующее значение хоровой партии в развитии внесюжетной драматургической линии произведения, выражающееся в продвижении симптоматичных приемов жанра притчи: иносказательности, двуплановости, наличия героя-комментатора. Отмечается символичность текста партии хора, проявляющаяся через метафоричные смысловые перспективы, которые позволяют вос-принимать действие вне конкретного времени и пространства. Отмечается также ведущее значение хоровой партии в прологе и эпилоге произведения. Раскрывается многофункциональная драматургическая направленность хоровых сцен, их роль в формировании структурно-композиционного облика отдельных картин и оперы в целом. Делается вывод об исключительной роли хорового начала в воплощении основной идеи оперы «Джордано Бруно», ле-жащей за рамками сюжетной основы произведения.
- ItemСимфонии С. Слонимского и Д. Смольского: параллельные искания в области драматургии и композиции(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Лузько, Людмила Анатольевна; Luz'ko, L. A.В статье исследуются особенности драматургии и композиции симфоний С. Слонимского (Россия) и Д. Смольского (Беларусь) с позиций параллельных поисков в области построения инструментальной концепции. Симфоническое творчество названных композиторов рассматривается в контексте традиций крупнейших симфонистов ХХ в. – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке. В работе исследуются параллельные подходы Слонимского и Смольского к композиции и драматургии симфонического цикла, которые нашли свое отражение в пересмотре структурных основ жанра симфонии (перемещение сонатной формы из первой в последующие части цикла), а также в опоре на метод полистилистики как важную составляющую произведений композиторов. Закономерности развития драматургии и композиции выявляются на примерах симфоний Слонимского и Смольского разных лет.
- ItemФортепианные сонаты Л. Абелиовича(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Задорожная, Анна Болеславовна; Zadorozhnaja, A. B.В центре внимания данной статьи находятся пять фортепианных сонат Л. Абелиовича, созданных в 1940 – 70-е гг. На основании музыковедческого анализа произведений доказано, что данный жанр репрезентирует композиторский стиль, отражая его эволюцию (ранний период – сонаты № 1, 2, зрелый – сонаты № 3, 4, поздний – соната № 5). Статья адресована профессиональным музыкантам – исполнителям, музыковедам.