Browsing by Author "Kostjukovec, L. F."
Now showing 1 - 11 of 11
Results Per Page
Sort Options
- Item"Восеньская" песня "А ці ты, лося, а ці ты, дзікі" (праблема жанра)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена белорусской народной песне, записанной автором в экспедиции 2010 г. в Шумилинский район. Основной проблемой работы становятся определение подлинного жанра песни, т. к. она попадает в разные жанровые сборники АН БССР и получает различные жанровые характеристики. В результате стилистического анализа основной песни и ее текстовых и мелодических вариантов, опубликованных в сборниках народных песен, автор приходит к выводу, что эта песня свадебная лирическая, исполняемая в обряде в момент прощания невесты с родительским домом.В статье также поднимается проблема жанра и обосновывается обязательность и необходимость выявления музыкально-поэтической стилистики песен, помогающей разобраться в этом вопросе. Песня «А ці ты, лося, а ці ты, дзікі», дошедшая до наших дней, – ярчайший образец белорусской свадебной лирики
- ItemЗнаменный и столповой распев(Белорусская государственная академия музыки, 2010) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена двум основополагающим роспевам православной церковной музы- ки — знаменному и столповому. Несмотря на то, что столповой роспев является преемником знаменного, это явления разнопорядковые, присущие различным историческим эпохам. Данное положение обосновывается большим количеством фактов, выявленных в процессе исследования церковного пения российскими музыковедами-медиевистами.
- ItemИзбранные труды по белорусскому музыкальному фольклору(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Вошедшие в книгу работы известного белорусского музыковеда Л. Ф. Костюковец (1939–2014) были написаны в последние годы жизни. Это крупные исследования, посвященные актуальным вопросам восточнославянского этномузыкознания. Публикуемые труды ученого адресованы специалистам-этномузыкологам, а также всем, кто интересуется музыкальным фольклорным наследием Беларуси.
- ItemКатавасия на осьм гласов из белорусского рукописного ирмолоя квадратно-линейной нотации 11Рк922к(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена исследованию гласовости на примере одного песнопения. Автором статьи был проделан музыкально-текстовый стилистический анализ мелодики самих гласов и аналогичных тропарных, изложенных в учебнике церковного пения В. А. Вахромеева. В результате впервые в работе высказывается мысль о новом подходе к гласовости и связи ее с конкретной эпохой, историческими, политическими, национальными особенностями, принадлежностью той или иной церкви. Все положения автора, изложенные в статье, находят точную научную аргументацию.
- ItemОбиходный звукоряд-лад(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Побудительным мотивом обращения автора статьи к теме обиходного звукоряда-лада стала противоречивость в его теоретическом толковании, и, как следствие, отсутствие точной дефиниции. Обиходный звукоряд-лад, по мнению автора, - децентрализованная мажорно-минорная система, присущая не только церковному богослужебному пению, но и народнопесенному творчеству, профессиональной композиторской, а также бытовой музыке. Обиходный звукоряд-лад складывается в процессе эволюции стиля, мелодико-интонационных особенностей и ладовых закономерностей, обусловленных каждой новой исторической эпохой. Вся позднетрадиционная, а также современная белорусская, украинская и русская лирическая песня (крестьянской традиции) базируется на этой многоохватной звукорядно-ладовой системе, способствующей яркой индивидуализации мелодических напевов. Звукорядно-ладовая обиходность становится типичным показателем белорусских лирических песен, в особенности мужской хоровой традиции.
- ItemОбиходный звукоряд-лад(Белорусская государственная академия музыки, 2008) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Мотивом обращения автора статьи к теме обиходного звукоряда-лада стала противоречивость в его теоретическом толковании. Обиходный звукоряд-лад - мажорно-минорная система, присущая не только церковному богослужебному пению, но и народнопесенному творчеству, профессиональной композиторской, а также бытовой музыке.
- ItemПесня "Гэта крык, што жыве Беларусь" - ярчайший образец белорусскойи мужской хоровой лирики(Белорусская государственная академия музыки, 2010) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена лирико-патриотическому романсу на слова Я. Купалы "Гэта крык, што жыве Беларусь", записанному в 60-х гг. 20 века в фольклорной экспедиции от мужского народного хорового коллектива деревни Лань Несвижского района. Цель статьи - вернуть народу и испонительским хоровым коллективам забытый образец народнопесенного творчества.
- ItemСтихира на пострижение монахов "Да познаем, братие" из белорусского рукописного ирмолоя квадратно-линейной нотации 11Рк922к(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Стихира из рукописного певческого ирмолоя квадратной линейной нотации конца 17в. - 11 Рк992к характеризуется выразительной мелодией, лиризмом, песенностью, широтой дыхания, богатыми внутрислоговыми распевами. Музыкально-поэтическая форма строфы указывает на связь с древневизантийскими певческами истоками, ранними песнопениями болгарского напева, на тесные контакты с православными Афонскими монастырями. Это позволяет отнести стихиру к песнопениям болгарского напева.
- ItemСтихира на стиховне восьмого гласа в день Пятидесятницы (Святой Троицы) из белорусского рукописного ирмолоя 11Рк922к(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена сложной, малоисследованной и актуальной на сегодняшний день проблеме — характерным отличительным особенностям одной и той же стихиры, зафиксированной в разных системах нотации: невменной (крюковой) и квадратно-линейной. Подробно рассматриваются музыкально-поэтическая стилистика и драматургия варианта из белорусского нотолинейного ирмолоя 11Рк922к, музыкальная форма и знаменные попевки из рукописи невменной нотации 11Рк773. При указании на единый музыкально-поэтический первоисточник автор выделяет отличительные признаки обоих вариантов стихиры, их различные типы музыкального мышления: гомофонная мелодия, новый кантовый секвентный метод мелодического развития, обусловленный новой системой графической записи (11Рк922к), и столповая монодия с характерным для нее попевочным принципом развития (11Рк773).
- ItemХарактеристика канта. Новый подход к его исследованию(Белорусская государственная академия музыки, 2006) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.В статье рассматривается восточнославянский кант, его содержание, жанровые особенности, музыкально-поэтическая стилистика. Анализируются общие отличительные признаки белорусских, украинских и русских кантов.
- ItemХарактерные особенности музыкально-поэтической формы народных песен Осиповичского района Могилевской области (По следам фольклорной экспедиции 2009 года)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена исследованию характерных особенностей музыкально-поэтической строфики белорусских народных песен Осиповичского района Могилевской области, записанных автором статьи в фольклорной экспедиции 2009 г. Рассмотрено 27 песен различных жанров — жнивные, свадебные (основной удельный вес составляют свадебные сиротские), семейно-бытовая, новеллистическая баллада, троицкая. Выявлены характерные черты их стилистики и музыкальной формы. Типичными становятся цепная форма стиха, пронизывающая от начала до конца все песни, тернарная структура силлабического песенного стиха, в первую очередь присущая свадебным, кантовые музыкально-поэтические виды строфики, повлиявшие на песни Осиповичского района. Установлено, что все эти песни относятся к эпохе лирики (ХV–ХVII вв.), сохранив преемственность и непосредственные связи с предыдущей исторической эпохой.