Browsing by Author "Gorohovik, E. M."
Now showing 1 - 12 of 12
Results Per Page
Sort Options
- ItemВедийская традиция и ее роль в становлении индийской вокальной музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.В традиции рецитации текстов Вед, рассматриваемой древними индийцами в ее связи с феноменом в качестве одного из важнейших средств достижения вселенской гармонии, сложился организованный на основании сложнейшим образом разработанных и регламентированных правил, герметический по своим смыслам звуковой текст-субстрат, сохранность которого в индийской культуре на протяжении многих столетий обеспечивает определенную устойчивость звукового "генома" индийской цивилизации.
- ItemЗвук в системе искусств в Индии(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.В статье, являющейся продолжением предыдущих публикаций автора, поднимается проблема применимости системных методов исследования к современному музыкознанию. На примере музыкальной культуры Индии разрабатывается идея звука и звучания как феномена, охватывающего своими смысловыми и экспрессивными качествами всю систему индийских искусств, которая включает помимо музыки (вокальной и инструментальной) танец, театр и живопись.
- ItemИнструментальная музыка Индии: проблемы историко - культурного генезиса(Белорусская государственная академия музыки, 2008) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.
- ItemКультурологические основания обеспечения качества в системе высшего профессионального музыкального образования Республики Беларусь(Белорусская государственная академия музыки, 2008) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.В статье рассматриваются актуальные для белорусской системы высшего профессионального образования вопросы обеспечения качества. Качество образования анализируется как культурологическая категория, обусловленная рядом методологических оснований, имеющая внутри- и межгосударственные основания; она представляет собой целостный концепт, опирающийся на ряд важнейших смысловых элементов.
- ItemМузыкальная культура как предмет исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.Тема данной статьи лежит в русле научных исследований, осуществляемых автором в области проблематики теории музыкальной культуры. Проводимые в рамках методологии московской школы музыкальной культурологии, они предполагают подход к культуре как системному феномену, все параметры которого взаимообусловлены наличием единых культурных идей, присущих тому или иному региону. Автор подвергает критическому осмыслению некоторые известные музыковедческие понятия и выдвигает ряд музыкально-культурологических концепций, описывающих музыкальные явления с точки зрения их культурной детерминированности.
- ItemРага - универсальный принцип мышления в музыкальной культуре Индии(Белорусская государственная академия музыки, 2003) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.В статье, посвященной концепции раги, основополагающей для музыкального мышления Южной Азии, автор раскрывает различные её аспекты. Рага рассматривается как целостно-системная модель классического музыкального мышления региона, которая находит воплощение в принципе динамико-циклического развёртывания звуковременной ткани. рага определяется также как система корреляции звука (музыки) и человека с его психофизиологическим, эмоционально-чувственным и эстетическим потенциалом. В статье прослеживаются исторические этапы развития концепции раги, даётся анализ социокультурных аспектов, на фоне которых проходило её становление в музыкальной культуре региона.
- ItemСовременные музыкально-исторические дисциплины, их содержание, функции и задачи в системе профессиональной подготовки музыкантов: постановка проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.Автор анализирует содержание, функции и задачи современных музыкально-исторических дисциплин в системе профессиональной подготовки музыкантов. Смена историко-методологических ракурсов и оценок, происходящая в современной науке и культуре, считает автор, ведёт за собой насущную необходимость коренного переосмысления содержания курсов истории музыки, приведения его в соответствие с реальными историческими ориентирами и содержательными потребностями современной мировой музыкальной науки и практики.
- ItemСтановление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.В статье рассматриваются проблемы становления культурологического направления в современной науке о музыке, которое связано с её важнейшими сферами, как история музыки, объектом изучения которой является европейский музыкально-исторический процесс, и этномузыкология.
- ItemСтановление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке(Белорусская государственная академия музыки, 2008) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.
- ItemТала - основа организации темпорального поля в индийской классической музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2006) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.Автор рассматривает тала – способ организации времени в индийской музыке, основанный на идее неоднократного возвращения и повторения выстроенного на базе определённых правил внутреннего устройства временного цикла. Тала отражает специфический для индийской культуры циклический характер ощущения времени и развития временных процессов. Система тала , подобно раге, заключает в себе не только мифологокосмогонический смысловой пласт, но также глубокое этическое содержание.
- ItemТрадиция в индийской музыке как системообразующий фактор ее исторического и социального развития(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.В статье рассматриваются проблемы функционирования в индийской музыкальной культуре института традиции, которой, будучи представлен на разных ее уровнях - от общекультурных до музыкально - стилевых, выполняет роль универсального механизма, обеспечивающего ее целостность и континуальность в пространстве данной культуры
- ItemФилософия звука: этико-космогонические концепции в индийской музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.Рассматривается проблема системного взаимодействия таких важнейших аспектов музыкальной культуры, как звук, звучание, механизмы звукопродуцирования, способы восприятия и организации звуковой материи, с различными уровнями и эстетическими теориями. На основе культурно-исторического анализа процессов формирования идей звука и звучания в индийской цивилизации автор делает выводы о том, что все смыслы индийской классической музыкальной культуры направлены на раскрытие и установление сложнейших взаимосвязей между звуковой средой, формирующей представление и звуке, и собственно звуковой материей, призванной воссоздать в сложном концептуальном целом картину звучащего Универсума, тем самым гармонизуя Космос, Человека и Звук.