Browsing by Author "Dvuzhil'naja, I. F."
Now showing 1 - 15 of 15
Results Per Page
Sort Options
- ItemВ лучах экспериментальной американской музыки 2-й половины XX века: концептуальный минимализм(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.
- Item"Вечно живые": о сохранении культурной памяти о Холокосте в советской музыке в период 1943 - 1961 гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Двужильная, И.; Dvuzhil'naja, I. F.Предметом исследования статьи является первый период в мемориализации трагедии Холокоста в советской музыке (1943 – 1961). Акцентируется внимание на контексте возникновения анализируемых сочинений («Детские песни» М. Вайнберга, Второе фортепианное трио Д. Шостаковича, Симфония № 1 Д. Клебанова, «Вечно живые» Г. Вагнера, «Колыбельная Бабьему Яру» Р. Боярской на стихи О. Дриза).
- ItemГригорий Фрид. Моноопера "Дневник Анны Франк": театр одной актрисы(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье рассматривается моноопера Г. Фрида «Дневник Анны Франк» (1969) в контексте истории ее создания и театральных постановок. Акцентируется внимание на одной из них, по мнению композитора, самой совершенной – постановке Венской оперы 5 мая 1998 г. (певица – Анат Ефрати).
- ItemЗнаки ашкеназской традиции в музыке о холокосте: размышляя о сочинениях М. Гнесина, Д. Клебанова, Э. Тырманд, М. Вайнберга(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье выявляются элементы ашкеназской музыкальной традиции в инструментальных произведениях М. Гнесина, Д. Клебанова, Э. Тырманд, М. Вайнберга, посвященных теме Холокоста, важной для каждого из этих композиторов, которые на глубинном уровне раскрывали ее в условиях неоднозначного отношения в СССР к памяти о трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны.
- ItemИсторическая память в современном музыкальном искусстве: отражение темы Холокоста в музыке композиторов СССР и постсоветского постранства(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Предмет исследования – произведения композиторов СССР и постсоветского пространства, щтражающие тему Холокоста. Они рассматриваются в историческом контексте их создания, начиная с 1943 г. Бóльшая часть написана композиторами-евреями, среди них – М. Вайнберг, Г. Фрид, И. Шварц, С. Беринский (Россия), Г. Вагнер, Э. Тырманд, Л. Абелиович, О. Сонин (Беларусь), В. Хвойницкий (Латвия), З. Ткач (Молдова). Проявлением гражданской позиции стали высокохудожественные опусы Д. Шостаковича, Д. Клебанова, Е. Станковича (Украина).
- ItemЛ. Абелиович в воспоминаниях современников ( в преддверии 100-летия со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В публикации представлены ранее неизвестные факты биографии Л. Абелиовича, одного из крупнейших композиторов Беларуси ХХ в. Основой статьи стали материалы воспоминаний современников Л. Абелиовича – пианистов Т. Алиханова и О. Кримера, композитора Д. Смольского, предоставленные автору в 2010 – 2011 гг. Данные сведения позволят поиному взглянуть на содержательный аспект музыки Абелиовича.
- ItemМесто памяти - Хатынь(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье анализируются сочинения композиторов Беларуси, посвященные теме Хатыни. Анализ произведений осуществляется на разных уровнях раскрытия их музыкального содержания – общехудожественном, музыкально-тематическом, экзистенциальном.
- ItemМечислав Вайнберг и Белорусская консерватория(Белорусская государственная академия музыки, 2010) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье освещаются неизвестные ранее страницы жизни и творчества М. Вайнберга, период его учебы в Белорусской государственной консерватории. Рассматриваются произведения М. вайнберга , созданные в консерваторские годы и определившие ведущие сферы творческих интересов композитора.
- ItemМировоззренческие проблемы минимализма в американской музыке второй половины XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2003) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Автор рассматривает философско-эстетические и религиозно-философские предпосылки возникновения американского минимализма, проводит параллели этого явления с семиотическими исканиями Л. Витгенштейна, теорией архетипа К. Г. Юнга идр. В таком ракурсе американский минимализм рассматривается впервые.
- ItemОсобенности минимализма в творчестве Александра Литвиновского(Белорусская государственная академия музыки, 2006) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.
- ItemПамять о Холокосте в академической музыке Беларуси, Украины, России(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Монография посвящена исследованию академической музыки Беларуси, Украины, России, в которой нашла отражение память о Холокосте — трагедии, приведшей к уничтожению в период Второй мировой войны около 6 млн евреев Европы. Автор рассматривает степень изучения темы Холокоста в музыковедении и ее становление в культуре СССР, особенности раскрытия темы в произведениях на разных уровнях музыкального содержания: на общехудожественном, возвращая к местам памяти, к личностям, ставшим символом Холокоста; на музыкально-тематическом, погружая в ашкеназскую музыкальную культуру; на экзистенциальном, выявляя доминирующие смысловые коды опусов.
- ItemПути становления американского музыкального минимализма в художественной культуре второй половины XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2006) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье представлена авторская периодизация развития американского музыкального минимализма – одного из самобытных стилевых течений в художественной культуре второй половины 20 века. В процессе эволюции, резонируя с мировыми стилевыми течениями, он прошёл ряд этапов: экспериментальный, классический, постминималистский. Автор раскрывает внутреннюю логику развития данного направления на протяжении более сорока лет. З этот период, пройдя фазу эксперимента, американский минимализм обрёл свой типологический облик, обнаружил способность к разумному компромиссу с традиционными факторами музыкального творчества.
- ItemСергей Беринский. Реквием памяти Януша Корчака(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В центре внимания автора статьи – Реквием С. Беринского, посвященный памяти польского педагога, врача Я. Корчака. Данное произведение впервые рассматривается в научном контексте. Анализ Реквиема С. Беринского проведен прежде всего с точки зрения его содержательных аспектов. В исследовании также поднимается вопрос правомерности использования католической мессы как средства мемориализации жертв Холокоста.
- ItemТема Холокоста в искусствоведении: исследовательская мысль(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье предлагается трактовка дефиниции «тема Холокоста», осуществлен анализ исследовательской литературы, посвященной музыке Холокоста, выявлена степень разработанности темы, ее проблематика в музыковедении Западной и Восточной Европы, уделено внимание знаковым проектам (статьям, монографиям).
- ItemЭди Тырманд и Мечислав Вайнберг: перекрестки судеб(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Статья посвящена теме пересечения судеб двух значительных личностей в области исполнительского и композиторского творчества советского периода - Эди Тырманд и Мечислава Вайнберга. Вошедший в данное исследование материал основан на беседах и интервью. Большая часть использованных материалов публикуется впервые.