Browsing by Author "Шиманский, Н. В."
Now showing 1 - 20 of 30
Results Per Page
Sort Options
- ItemВведение в типологию многоголосия(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В статье обосновывается необходимость нового подхода к типологии многоголосия: с позиций исторической теории музыки. Многоголосие рассматривается как целостность, охватывающая разные слои культуры, от стихийных (функциональных) проявлений до уровня сознательной (высокоинтеллектуальной) работы. Это даёт возможность обнаружить следующие закономерности. По вертикали "одномоментно" типы многоголосия связаны иерархически с представлением о "низшем и "высшем". По "горизонтали" (в историческом времени) типы многоголосия - цепь взаимодействия первичных и вторичных качеств. Опыт европейской музыкальной культуры, сведённый к двум важнейшим ветвям, западной и восточной (славянской),позволяют выдвинуть гипотезу о существовании пяти темброво-фактурных формул многоголосия ( сольной вокальной, вокально-ансамблевой, хоровой, инструментальной и оркестровой).
- ItemВопросы теории ранней полифонии в современном музыкознании(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В данной статье вопросы теории ранней полифонии рассматриваются в связи с монодией. В качестве объекта исследования избраны два явления: органумная практика Средневековья и бурдонное многоголосие тюрко-монгольских народов. Их анализ позволяет создать представление об особенностях двух разных по происхождению форм ранней полифонии.
- ItemИсчисление времени в музыке школы Нотр - Дам(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Шиманский, Н. В.; Shimanskij N.В статье представлен особый ракурс исследования музыки школы Нотр-Дам, который позволяет увидеть не только сходство, но и тождество музыки и математики. Эта методологическая установка обусловлена прежде всего спецификой таких развитых форм метризованного многоголосия, как органум и клаузула. В статье использован ряд средневековых и современных источников. В центре внимания автора находится также феноменологическая диалектика А. Лосева. Материалы стаьи адресованы всем, кто интересуется проблемами союза музыки и математики.
- ItemКомпозиционный ритм в хоровых произведениях белорусских композиторов (вопросы музыкальной поэтики)(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Шиманский, Н. В.; Shimansky, N. V.Изучение однокомпонентного композиционного ритма (по В. Бобровскому) имеет важное значение для анализа хоровых произведений в белорусской музыке, связанной с традиционными формами народно-песенного многоголосия. Этот ритм в условиях равнодлительности компонентов позволяет поставить в современной поэтике ряд исторических вопросов. В качестве материала использованы сочинения (в том числе обработки народных песен) А. Богатырева, В. Оловникова, А. Мди-вани и Л. Захлевного.
- ItemМетодология музыковедческого исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemМетодология современного музыкознания(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemМетодология современного музыкознания(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemМетодология современного музыкознания(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemМетодология современного музыкознания(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemМетодология современного музыкознания(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemМногоголосие Палестрины в контексте посттридентской духовности. 29 мотетов на тексты "песни песней"(Белорусская государственная академия музыки, 2006) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В статье рассматривается литургическое многоголосие в свете идей христианской духовности западного типа. В качестве образца для типологического анализа избрано творчество Дж. Палестрины – его цикл мотетов на стихи «Песни песней».
- ItemМузыкальная терминология западноевропейского Средневековья в период органумной практики (до 1300 г.)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В статье рассматривается процесс образования музыкально-теоретических понятий Средневековья как постепенное совершенствование знания в обретении терминологического статуса. При этом учитываются не только обобщенно-абстрактные категории, но и те, которые дают образное представление об объекте. Логика познания от объекта к понятию позволяет представить многоаспектность музыковедческого языка как формы отражения художественных явлений.
- ItemМузыкально-теоретические труды А. Друкта(Белорусская государственная академия музыки, 2002) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemМузычныя тэрміны Ю. Дрэйзіна і сучаснасць: да 100-годдзя Інстытута беларускай культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Шыманскі, М. В.; Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Ю. Дрэйзін – адзін з тых пачынальнікаў, намаганнямі якіх пачалася наша навука. Сёння, як ніколі раней, важна разумець здабыткі першых беларускіх навукоўцаў у галіне музыказнаўства, захоўваць іх і прыкладваць намаганні для ўсебаковага развіцця. Артыкул прысвечаны праблеме беларускамоўнай музычнай тэрміналогіі ў сучаснай навуковай лексікалогіі.
- ItemО национальном музыкальном стиле в творчестве А. Бондаренко: подобники из рукописи Супрасльского Ирмологиона(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Шиманский, Н. В.; Shimansky, N. V.Образы литургического пения (тропосы), выражаемые собственной идиоматически сформированной сферой знаков и значений, не утрачивают своей специфики в современной музыке. В иерархической лестнице представлений они живут как выражение высокоэтического начала, вступая в сложные связи с иными формами музыкального мышления. При этом своеобразие национального стиля заключается в тех особенностях, которые возникают в связи со скрещиванием исто-рически различных явлений. Этой теме посвящена данная статья, где представлен анализ гармонизаций осмогласных подобников из рукописи Супрасльского ирмологиона, сделанных А. Бондаренко.
- ItemО систематике первичных форм многоголосного интонирования и архаическом контрапункте(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Настоящая статья вводит в научный обиход понятие "архаический контрапункт", которое рассматривается с точки зрения автономности системы раннефольклорного интонировая. Архаический контрапункт представлен как ряд праобразов контрапункта, характерных для истории классического многоголосия.
- ItemПолифонические формы в песенном многоголосии белорусских композиторов: опыт системно-типологического анализа(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Песенность национального многоголосного стиля композиторов Беларуси – общепризнанный факт. Необходимость выявления этого важнейшего феномена подтверждена в ряде фундаментальных работ наших ученых (В. Елатова, Л. Мухаринской, З. Можейко и др.). Современность требует обновления основных теоретических позиций, сформулированных в прошлом. В статье рассматриваются вокально-хоровые произведения К. Яськова, который, работая с белорусским народно-песенным материалом и соединяя различные стилевые модели диатоники, стремится утвердить необходимость первозданной чистоты мелодического мышления.
- ItemПолифония(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemПолифония(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.
- ItemПолифония в условиях аклассичности вокальных форм В. Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Представление об аклассичности полифонии в вокальных формах В. Кузнецова, сформулированное на основе типологического подразделения этих форм на два рода, позволяет выявить некоторые особенные процессы, которые развиваются в связи с тенденцией к минимализму. В этом смысле интересен ряд хоровых миниатюр композитора, созданных по аналогии с разными стилями и манерами музыкального письма. Их рассмотрение является одной из основных задач настоящей статьи.