Browsing by Author "Савицкая, О. П."
Now showing 1 - 19 of 19
Results Per Page
Sort Options
- Item"Альпийская симфония-баллада" Е. Глебова в контексте развития жанра хореографической симфонии(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.В статье выявляются особенности жанрового стиля хореографической симфонии. Основное внимание уделяется вопросам формы, драматургии, жанрово-интонационного генезиса тематизма. Характеризуется комплекс музыкально-пластических знаков, связывающих элементы музыкальной и хореографической лексики и окружающих двойственную природу симфонии-балета. Определяется значение музыкально-пластической "генеральной интонации", в которой метафорически отражается главная смысловая идея "Альпийской баллады".
- ItemАнсамблевые сонаты Генри и Даниэля Пёрселлов в свете жанровых традиций трио-сонаты(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена английской ансамблевой сонате конца XVII в. Основное внимание уделяется трио-сонатам Генри Пёрселла, жанрово-композиционные особенности которых исследуются сквозь призму индивидуального авторского стиля и традиций барочной sonata da chiesa. Как продолжение намеченных Г. Пёрселлом тенденций развития старосонатного цикла рассматриваются сонаты для альтовой блок-флейты и basso continuo брата композитора — Даниэля Пёрселла.
- ItemГармония(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.
- ItemГармония(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.
- ItemЗаветы мастера: о симфоническом стиле Евгения Глебова(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья приурочена к юбилею народного артиста СССР Е. А. Глебова. В ней рассматриваются вопросы авторского симфонизма, представляющегося своеобразным "магическим кристаллом", в котором наиболее ярко преломляются сущностные черты музыкального мышления композитора. В центре внимания - система константных свойств его симфонического стиля, сложившегося в 60-х гг. 20 в. и сохранивших свое значение на протяжении всей творческой жизни композитора.
- ItemИз архивных материалов: Третья и Четвертая симфонии В. А. Золотарева(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.В статье рассматриваются Третья и Четвертая симфонии В. А. Золотарева. Наблюдения и выводы статьи свидетельствуют о напряженном поиске новых форм воплощения современных содержательных концепций, подчеркивают значение сочинений В. А. Золотарева в развитии белорусской симфонической традиции 20 века.
- ItemО "тайной поэтике" трио - сонат Дитриха Букстехуде: вопросы организации макроцикла(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья посвящена Трио-сонатам Дитриха Букстехуде ор. 1 и ор. 2, которые рассматриваются как двухуровневая композиционно-семантическая структура, где нижним «ярусом» является уровень отдельного сонатного цикла, верхним – уровень макроцикла. Выдвигается предположение о наличии некой «тайной поэтики» (А. Михайлов), которая согласно замыслу композитора объединяет все четырнадцать сонат в организованное особым образом художественное целое. С этих позиций, используя герменевтический метод, автор анализирует систему числовых, буквенных, начертательно-графических, эмблематических и других символов, составляющих «виртуальный» текст «посвящения» Трио-сонат «бургомистрам и членам городского совета Любека». В результате делается вывод о возможности интерпретировать Трио-сонаты Д. Букстехуде как композиционное единство, как макроцикл, отражающий своеобразие художественного мышления барокко и в то же время не имеющий аналогов в творчестве других композиторов эпохи.
- ItemОрганная месса эпохи барокко и ее рецепция в науке о музыке и концертно - исполнительской практике(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья посвящена органной мессе эпохи барокко, рассматриваемой как музыкально-жанровый феномен и как объект исполнительской и научной рецепции. При исследовании исторического развития жанра в 17 - первой половине 18 в. основное внимание уделяется вопросам периодизации, становления национально-характерных жанровых форм и самостоятельной инструментальной концепции жанра. Важным разделом статьи является обзор литературы по проблематике органной мессы, который опирается на широкий круг иностранных источников и исследований на русском языке.
- Item"Память земли" и "Полоцкие письмена" Андрея Мдивани: к вопросу развития симфонии с хором в творчестве белорусских композиторов второй половины XX - начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.В центре внимания автора статьи – симфонии с хором «Память земли» и «Полоцкие письмена» Народного артиста Республики Беларусь, лауреата Государственной премии, профессора А. Мдивани. Неразработанность системы представлений о современной симфонии с хором, специфике ее драматургии, нетрадиционных жанрово-структурных параметрах обусловливает направленность содержания статьи на проблемы музыкальной композиции. Сочинения А. Мдивани рассматриваются в контексте эволюции белорусской симфонии второй половины XX – начала ХХI в.
- ItemПолиструктурная форма как понятие и как феномен инструментальной музыки барокко и современности(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена некоторым аспектам теории полиструктурной формы в музыке. В ней определяется содержание понятий «полиструктурная форма» и «принцип полиструктурности», выявляется ис- торический аспект феномена полиструктурности музыкальной формы. Материалом статьи служат произведения эпохи барокко и второй половины ХХ в. – органные хоральные обработки И .С. Баха и симфонии белорусских композиторов Е. Глебова и О. Ходоско. Арка, переброшенная из XVIII в ХХ в., позволяет раскрыть преемственную связь наиболее устойчивых признаков полиструктурных форм в различных инструментальных жанрах. Выбор органной хоральной обработки и симфонии обусловлен их репрезентативностью с точки зрения жанровой ситуации своего времени и индивидуальных стилей названных авторов.
- Item"Примиренные вкусы", или Особенности жанра и формы в Трио-сонатах Ф. Куперена(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья посвящена малоизученным аспектам жанра и формы трио-сонат Ф. Куперена, принадлежащих к числу выдающихся достижений ансамблевой музыки конца 17 - начала 18 в. Основное внимание уделяется исследованию особенностей жанрового и композиционного строения купереновского сонатного цикла, музыкально-эстетическим и внутристилевым предпосылкам формирования новых принципов организации многочастного произведения.
- ItemПроблемы жанра и формы в белорусской симфонии второй половины XX - начала XXI века(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья посвящена проблемам жанро- и формообразования в белорусской симфонии второй половины ХХ – начала ХХI в. Рассматриваются основные жанровые разновидности симфонии 1960–80-х гг.: концертная, хореографическая симфония, симфония-кантата. Определяются новые жанровые парадигмы белорусской симфонии конца ХХ – начала ХХI в. Выявляются средства реализации «новой программности», отражающей полистилистическую концепцию современной симфонии. Раскрывается преемственная связь творческих исканий начала ХХI в. и достижений отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия.
- ItemПути формирования школы концертного органного исполнительства в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Савицкая, О. П.; Savickaja O.; Статья посвящена концертному органному исполнительству в Беларуси. Рассматривается комплекс необходимых для становления органной исполнительской школы условий, включающий инструментарий, гастрольно-концертную практику и специальное профессиональное образование. Основное внимание уделяется деятельности солистов-органистов Белорусской государственной филармонии и концертного зала «Полоцкий Софийский собор» (О. Янченко, В. Фисейского, К. Шарова, К. Погорелой), отмечаются новые тенденции, формирующиеся в органной культуре ХХI в. Прослеживается динамика развития белорусского концертного органного исполнительства с 1963 по 2018 г.Статья посвящена концертному органному исполнительству в Беларуси. Рассматривается комплекс необходимых для становления органной исполнительской школы условий, включающий инструментарий, гастрольно-концертную практику и специальное профессиональное образование. Основное внимание уделяется деятельности солистов-органистов Белорусской государственной филармонии и концертного зала «Полоцкий Софийский собор» (О. Янченко, В. Фисейского, К. Шарова, К. Погорелой), отмечаются новые тенденции, формирующиеся в органной культуре ХХI в. Прослеживается динамика развития белорусского концертного органного исполнительства с 1963 по 2018 г.
- ItemСимфоническая гексалогия О. Ходоско: метаморфозы жанра и константы стиля(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья представляет собой опыт теоретического исследования симфонического творчества О. Ходоско. Характеризуются содержательные концепции симфоний и связанный с их воплощением феномен "новой програмности". Анализируются приемы и средства организации полистилистической композиции. Обобщаются принципы музыкального письма, среди которых особое внимание уделяется темброфоническому, интонационно-тематическому и композиционно-драматургическому аспектам.
- ItemСтилевое обновление жанра симфонии в творчестве белорусских композиторов 60-х гг. XX в.. Четвертая симфония Евгения Глебова(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.В центре внимания автора статьи – Четвертая симфония для струнного оркестра Народного артиста Республики Беларусь, лауреата Государственной премии, профессора Е. А. Глебова. Произведение рассматривается в контексте процессов стилевого обновления жанра симфонии в творчестве белорусских композиторов 60-х гг. ХХ в. Основное внимание уделяется вопросам темброво-звуковой организации, техники композиции, принципам драматургии и формообразования. Выявляются черты театральности симфонического мышления композитора. Авторская симфоническая концепция анализируется в контексте интертекстуальных связей и образно-смысловых взаимодействий с оркестровыми и музыкально-театральными сочинениями, созданными Глебовым в 1960-х гг.
- ItemТретья симфония Е. Глебова: у истоков белорусской концертной симфонии(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена Третьей симфонии для симфонического оркестра и фортепиано Е. Глебова – первому в белорусской музыке сочинению, репрезентирующему жанр концертной симфонии. Основное внимание уделяется вопросам жанрового стиля, сформированного в условиях взаимодействия принципов симфонизма и концертности. Исследуются особенности композиционной, драматургической, фактурно-тембровой организации сочинения. Произведение рассматривается в контексте творческих тенденций развития белорусской симфонии второй половины ХХ в.
- ItemФантасмагория И. Босха в зеркале симфонической концепции О. Ходоско (Пятая симфония "Семь смертных грехов")(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Симфония № 5 О. Ходоско необычна по замыслу и оригинальна по воплощению. Созданная по мотивам известного полотна И. Босха «Семь смертных грехов», она выдержана в духе эстетики и поэтики постмодернизма. Новое музыкальное мышление определяет особенности симфонической концепции, стилистики, фактурно-тембровой организации, драматургии и формы сочинения, которым и посвящена статья.
- ItemФуги Д. Букстехуде и Ф. Куперена: в пространстве старинной сонаты(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена проблемам жанра и формы фуги в инструментальной музыке композиторов – предшественников и современников И. С. Баха. В центре исследования – фуги из ансамблевых сонат Д. Букстехуде и Ф. Куперена, принадлежащих к числу высших достижений камерно-инструментального искусства второй половины XVII – начала XVIII в. Основное внимание уделяется особенностям полифонического тематизма, контрапунктической техники и вопросам композиционно-драматургического строения. Фуга, как неотъемлемая часть барочной сонаты, рассматривается в контексте содержательной концепции целостной циклической композиции
- ItemХореографическая симфония в музыкально-театральном пространстве белорусского искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья посвящена жанру хореографической симфонии, получившему распространение в творчестве белорусских композиторов второй половины ХХ – начала ХХI в. (Е. Глебов, А. Мдивани, В. Кузнецов, С. Бельтюков). Рассматриваются особенности жанрового стиля отечественной хореографической симфонии: сюжетная драматургия, опирающаяся на классические образцы мировой литературы; пластическая визуализация образного содержания и портретная характеристичность музыкальных тем-персонажей; взаимодействие выразительных средств и принципов организации крупной симфонической и хореографической формы. Выявляются комплексы музыкально-пластических знаков, связывающих элементы музыкальной и хореографической лексики и отражающих двойственную природу симфонии-балета.