Browsing by Author "Мдивани, Т. Г."
Now showing 1 - 6 of 6
Results Per Page
Sort Options
- ItemАкадемическая музыка и глобализация культурного пространства(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Мдивани, Т. Г.; Mdivani, T. G.Рассматриваются причины расширения границ академической музыки в контексте развития информационного общества и глобализации культурного пространства. Подчеркивается, что одной из характерных черт академической музыки последней трети ХХ — начала ХХІ вв. является своеобразие му- зыкально-интонационного мышления, которое определяется новизной культурных доминант, связанных с усилением многонациональных связей и синтезом академической музыки с джазом, роком и др.
- ItemНетривиальный синтез диатоники и хроматики в "Песнопениях и молитвах" Георгия Свиридова (к проблеме композиторской интерпретации православной певческой традиции)(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Мдивани, Т. Г.; Mdivani T.На примере хорового цикла «Песнопения и молитвы» рассматриваются особенности гармонического мышления Георгия Свиридова, связанные со взаимодействием «русской ладовой» и европейской тонально-гармонической систем: полный звукоряд переменной структуры, главным признаком которого выступает т.наз. обиходное переченье: плагальное кадансирование с углублением субдоминантовой группы; кварто-квинтовые латентные связи аккордов, регулирующие процесс гармонического развития; «консонирующий диссонанс»; новая, расширенная диатоническая целостность, которая имеет двухосновную онтологию – церковный ладозвукоряд переменной структуры и европейскую тональность.
- ItemО национальном и общечеловеческом в музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Мдивани, Т. Г.; Mdivani, T. G.Национальная конкретность музыки проявляет себя по-разному. В рамках так называемого «европейского профессионализма» присутствует уникальный феномен академической музыки, обладающий целым рядом наднациональных черт: звуковой, ритмической и жанровой системами, принципами формообра зования и проч. Постулируется, что в каждую историческую эпоху наряду с сочинениями, становящимися лишь «доку- ментами эпохи» (К.Дальхаус), создаются произведения, имеющие непреходящую историческую ценность и навеки остающиеся в сокровищнице мирового искусства, благодаря сохранению в них актуальной меры соотношения национального и общечеловеческого. Отсюда, высокохудожественное музыкальное произведение является зеркалом, в которое смотрятся современники – представители и разных национальностей, и одной мировой художественной культуры.
- ItemО специфике национального начала в белорусской музыке последней трети XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Мдивани, Т. Г.; Mdzіvanі T. G.В статье анализируются черты национального стиля белорусской музыки последней трети 20 века и предлагается его трактовка как целостного явления музыкального искусства, рассматриваемого в единстве традиционного-нового-индивидуального, где новое, с одной стороны, прочно «сидит» в недрах традиций, с другой – является итогом творческих исканий композитора. Проводится мысль о расширении границ национального в силу возросшего значения интертекстуальности и деактулизации национального «пуризма» в музыке европейских композиторов второй половины
- ItemТенденции развития современной белорусской академической музыки (1991 - 2020-е гг.): жанры, стили, композиторские техники(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Мдивани, Т. Г.; Мацаберидзе Н. В.; Macaberidze N. V.; Mdivani, T. G.В статье обозначены основные тенденции развития белорусской академической музыки рубежа XX – XXI вв. Речь идет о жанровых и стилевых тенденциях, специфике композиторского творчества и сущности национального музыкального опыта.
- ItemЧисло как символ целостности: воплощение числа в музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Мдивани, Т. Г.; Mdzіvanі T. G.В статье рассматривается музыкальное число ("прекрасная гармония звуков") как символическое понятие, структура которого охватывает логический и эстетический аспекты музыки, музыкального мышления и художественного мировоззрения. Поскольку творческий рационализм имманентно апеллирует к целостности и число присутствует в любом творении, автор задаётся вопросом: что есть число в музыке и особенно авангардной.