Browsing by Author "Мартынюк, Т. В."
Now showing 1 - 2 of 2
Results Per Page
Sort Options
- ItemМетодологические принципы изучения памятнтков хоральной традициии Беларуси XVII – XVIII веков в курсе "Белорусской музыкальной литературы"(Минск, 2024) Мартынюк, Т. В.; Martynjuk, T. V.В свете актуальных тенденций современного образования важное значение имеет патриотическая направленность в обучении учащихся средних специальных учебных заведений. Этот вектор обозначен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы» от 29 декабря 2021 года, в котором одной из главных задач является «историко-культурное воспитание, популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, … важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности». Данная методическая работа посвящена изучению артефактов историко-культурного наследия Беларуси – памятников хоральной традиции XVII – XVIII веков. Знакомство с ранее неизвестными фактами о развитии музыкальной культуры Беларуси, с сохранившимися нотными рукописями с записями григорианских песнопений повышает интерес у учащихся к изучению исторического наследия родного края, способствует формированию личности, обладающей качеством патриота свой страны. В методической работе отражены основные этапы становления и развития традиции ригорианского пения в Беларуси в XIV – XVIII века, проанализирована деятельность цистерцианцев и бернардинцев на наших землях, приведено описание двух нотных рукописей – Цистерцианского Градуала из Кимбаровки XVII века и Бернардинского Антифонария из Будслава XVIII века. В Приложении представлена презентация этих памятников, позволяющая наглядно ознакомится с ценными историко-культурными артефактами нашей страны. Материалы методической работы предназначены для использования в учебном предмете «Белорусская музыкальная литература», который изучается в средних специальных учебных заведениях. Также материалы могут быть внедрены в курсы высших учебных заведений – «История белорусской музыки», «Музыкальная палеография», «Музыкальное источниковедение» и «Сольфеджио».
- ItemНаучная парадигма Н. А. Горюхиной как феномен теоретического музыковедения ХХ в.(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Мартынюк, Т. В.; Martynjuk, T. V.В центре внимания автора статьи – фигура выдающегося украинского музыковеда Н. А. Горюхиной, автора теории музыкальной формы, обладающей непреходящей ценностью для профессиональной подготовки музыкантов. Научное мышление Горюхиной как уни кальный феномен теоретического музы коведения ХХ в. объективирует фило софское понимание музыкального искусства и характеризуется тяготением к межпредметному дискурсу, индивидуальными мыслительными адап тив ными стратегиями в философско- музыковед ческой плоскости, содержательной креативностью и прогностичностью в сфере методологии отечественного музыковедения. В научной парадигме ученого отражены регулятивные механизмы искусствоведения, которые, с одной стороны, ориентируют художественное познание, начиная со второй трети ХХ в., на создание целостных, интегративных представлений о мире, а с другой – фиксируют тенденции дискретности, дезинтеграции, характеризующие современную жизнь и тип постнеклассической рациональности в целом.