Browsing by Author "Лисова, Е. В."
Now showing 1 - 20 of 28
Results Per Page
Sort Options
- ItemА. В. Богатырев и 1948 год(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Лисова, Е. В.; Lisova E. V.В статье по материалам публикаций 1948–1949 гг. воссоздается ход кампании по борьбе с формализмом и космополитизмом в советском искусстве, утверждается мысль о ее значительном влиянии на ход развития белорусского композиторского творчества и музыкознания.
- Item"Аккорд Глебова"(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.На примере оперы «Мастер и Маргарита» в статье делаются наблюдения над особенностями гармонического языка Е. А. Глебова. Одним из сквозных образований в музыке композитора является именной аккорд, связывающий мажоро-минорную и модальные ладовые сферы.
- ItemАнатолий Васильевич Богатырев и его эпоха(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Лисова, Е. В.; Lisova E. V.В статье рассматривается многогранная деятельность классика белорусской музыки Анатолия Васильевича Богатырева (1913–2003), оставившего яркий и созидательный след в национальной культуре как талантливый композитор, педагог, общественный деятель, руководитель
- ItemАндрей Мдивани: "Сегодня композитор должен уметь все!"(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.
- ItemАнсамбли с участием цимбал в контексте камерно - инструментального творчества(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лисова, Е. В.; Lisova E.Интерес к белорусским цимбалам показателен для белорусских композиторов. Значителен вклад Г. Гореловой в цимбальную литературу. В статье проанализированы камерно-инструментальные ансамбли с участием цимбал «Три фольклорных мотива», «Семь пьес в ладах», «Судоку», «Самотныя прывіды знікнуўшых замкаў», «Bombo»
- ItemБелорусская музыка 1960 – 80-х гг.: жанры кантаты и оратории(2023) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье рассматриваются тенденции развития жанров кантаты и оратории в белорусской музыке 1960 – 80-х гг. Характеристика музыкальной культуры данного периода осуществляется в русле общих для советского музыкального искусства процессов, в то же время акцентируются факторы, способствовавшие выделению национально-самобытных черт вокально-хоровых жанров: бурное развитие фольклорной кантаты, актуализация темы Поэта, вызревание особого ракурса военно-мемориальной темы.
- ItemБелорусское вокальное исполнительское искусство: становление, этапы развития, лидеры(Белорусская государственная академия музыки, 2008) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.Статья освещает основы этапы развития белорусского вокально-исполнительского искусства. Его основные вехи связаны с работой Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, которому в 2008 году исполнилось 75 лет. Значительные достижения белорусского вокального искусства связаны с творческой деятельностью А. Александровской, Н. Ворвулева, З. Бабия, А. Савченко и многих других.
- ItemБелорусское вокальное исполнительское искусство: становление, этапы развития, лидеры(Белорусская государственная академия музыки, 2008) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.
- ItemГлен Гульд - пианист и композитор (о влиянии композиторского дарования на мировозрение и исполнительский стиль музыканта)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.Цель статьи – показать, что композиторское дарование, присущее Г. Гульду, наложило отпечаток на его исполнительское искусство и стало неотъемлемой частью характеристики его как своеобразно и щедро одаренной творческой личности. Все рассуждения Гульда об исполнительском искусстве и его исполнительский стиль демонстрируют «взгляд композитора». Анализируя музыку, он видит ее как композитор: выявляет тематические идеи и связи между ними, характеризует степень их развитости или пассивности, оценивает характер взаимодействия горизонтали и вертикали, мастерство применения выбранной композиционной техники, качества фактуры. Для характеристики «композиторского» типа мышления Гульда привлекаются параллели из интервью с российским композитором Андреем Волконским – пионером второго авангарда в России.
- ItemДва взгляда на один сюжет. «Мастер и Маргарита» Е. Глебова и С. Слонимского(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье актуализируется вопрос художественной ценности оперы Е. Глебова «Мастер и Маргарита» (1992), в настоящее время практически выключенной из мировой «летописи» интерпретаций одноименного романа М. Булгакова. В сравнении с другим опытом воплощения того же сюжета на сцене музыкального театра – камерной оперой С. Слонимского – характеризуются композиционно-драматургические и жанровые особенности оперы Е. Глебова, обосновывается мнение о возможности возвращения оперы на национальную сцену.
- ItemЕсть ли завтра у оперного театра? (На научной конференции в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова)(Белорусская государственная академия музыки, 2010) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.
- ItemЖанр инструментального концерта в белорусской музыке XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье воссоздается панорама жанра инструментального концерта в белорусской музыке 20 века, анализируются особенности проявления национальной специфики, очерчивается разнообразие авторских манер.
- ItemИскусство музыкальной композиции(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.Учебная программа
- ItemМарк-Андре Амлен - пианист и композитор. "12 этюдов во всех минорных тональностях"(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье впервые в белорусском музыкознании дается характеристика исполнительского и композиторского творчества выдающегося канадско-американского пианиста современности Марка-Андре Амлена (р. 1961). Представлены наблюдения над композиторским методом, примененным в сочинении «12 этюдов во всех минорных тональностях».
- ItemМетодологические основы и проблемы новой концепции истории белорусской музыки XX - XXI вв. (по итогам работы над научным заданием)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье на основе анализа этапных и современных научных взглядов обосновываются принципы, положенные в основу разработки концепции истории белорусской музыки ХХ – XXI вв., работа над которой велась в 2022 г. кафедрой истории музыки и музыкальной белорусистики Белорусской государственной академии музыки (БГАМ) в рамках научного задания. Изложенные позиции учитывают исследовательский опыт основоположников белорусской музыкальной историографии Г. Глущенко, К. Степанцевич, А. Друкта, В. Антоневич и др. В новой концепции в ходе анализа развития ведущих жанров времени предпринята попытка связать в трактовке явлений профессиональной музыки Беларуси социально-исторические преобразования и художественно-стилевой критерий, выявить имманентно-музыкальные закономерности развертывания истории белорусской музыки, продвинуть историческую перспективу вплоть до настоящего времени.
- ItemМузыкально-текстологическая проблематика в исследованиях зарубежной и отечественной музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье осуществляется презентация некоторых удачных примеров эдиционно-текстологической работы белорусских музыковедов: публикации камерно-вокальных сочинений Л. Абелиовича и клавира опе-ры «Мастер и Маргарита» Е. Глебова, первое издание на белорусском языке «Писем о музыке» М. К. Огинского. Ставится вопрос о необходимости усиления внимания к освоению методов музыкальной текстологии, которая вкупе с музыкальным анализом рассматривается как основа и цель музыковедческой деятельности. Образцом в данном виде деятельности может выступить текстологическое изучение наследия И. С. Баха – обширная научная область, продолжающая интенсивно развиваться как количественно (благодаря новым документальным находкам), так и качественно (в результате применения новых методов и знаний).
- ItemНаследие А. В. Богатырева ( о сборнике "Анатолий Васильевич Богатырев. Материалы. Документы. Статьи о творчестве")(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Невдах, В. В.; Лисова, Е. В.; Nevdah V. V., Lisova E. V.В статье рассказывается о содержании книги «Анатолий Васильевич Богатырёв. Материалы. Документы. Статьи о творчестве», подготовленной на основе документов личного архива композитора, из- бранной научной литературы и мемуаристки.
- ItemНаследие выдающихся деятелей белорусской музыкальной культуры: итоги и перспективы архивных изысканий(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье анализируются результаты и намечаются новые направления работы научно- исследовательских коллективов Белорусской государственной академии музыки по сохранению наследия выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры. Акцентируются вопросы всесторонней разработки архивных источников с целью их пользовательской актуализации.
- ItemНастроения севера: некоторые страницы музыкальной культуры Канады(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье анализируется деятельность композиторов, работавших в проекте «Мир звуков» («The World Soundscape Project» /WSP/) под руководством композитора Рэймонда Мюррея Шейфера в начале 1970-х гг. в Ванкувере. Ее результатом стало появление нового научно-го направления, получившего широкое распространение в мире, – акустической экологии. Проводится мысль о доминировании экологического ракурса в постановке целей творческой и научно-исследовательской деятельности канадских композиторов, художников, музыкантов.
- ItemНеоромантические тенденции в белорусском концерте 2000-х гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Лисова, Е. В.; Lisova V.Неоромантизм в музыке проявил себя как элегико-ностальгический диалог композитора с разномасштабными знаками музыкального прошлого, с помощью которого осмысливаются актуализированные романтической эстетикой темы – контраста мечты и реальности, недостижимости идеала, быстротечности жизни и др. Рассмотренные в статье концерты белорусских авторов – «Свет догорающей свечи» О. Ходоско, Концерт-поэма для виолончели с оркестром М. Васючкова, Концерт для ударных инструментов и струнного оркестра Г. Гореловой – содержат ретроспективно ориентированные темы-знаки, дистанцированные от контекста своей хрупкой красотой (интонированные вибрафоном, челестой, колокольчиками, струнными). Связанные с образом мечты, эти темы неизменны в своем значении и прочтении, что позволяет выстраивать лирико-драматические концепции на основе оппозиции «преходящее – вечное», с итоговым символическим «уходом» (истаивание в тишине либо в высочайшем регистре).