Repository logo
  • English
  • Català
  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Gàidhlig
  • Latviešu
  • Magyar
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Português do Brasil
  • Suomi
  • Svenska
  • Türkçe
  • Қазақ
  • বাংলা
  • हिंदी
  • Ελληνικά
  • Yкраї́нська
  • ru
  • Log In
    New user? Click here to register.Have you forgotten your password?
Repository logo
  • Communities & Collections
  • All of DSpace
  • English
  • Català
  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Gàidhlig
  • Latviešu
  • Magyar
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Português do Brasil
  • Suomi
  • Svenska
  • Türkçe
  • Қазақ
  • বাংলা
  • हिंदी
  • Ελληνικά
  • Yкраї́нська
  • ru
  • Log In
    New user? Click here to register.Have you forgotten your password?
  1. Home
  2. Browse by Author

Browsing by Author "Костюковец, Л. Ф."

Now showing 1 - 14 of 14
Results Per Page
Sort Options
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Белорусский духовный кант-гимн "Богородица" как один из ранних образцов отечественной кантовой культуры
    (Белорусская государственная академия музыки, 2013) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec L. F.
    Статья посвящена белорусскому духовному канту (псальме) "Богородица", дошедшему до нас в двух самостоятельных методических вариантах. В статье рассматриваются и выявляются музыкально-поэтическая стилистика обоих образцов, отмечаются их оригинальность и характерные индивидуальные особенности, а также уникальность канта "Богородица" и его положение в белорусской кантовой культуре.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    "Восеньская" песня "А ці ты, лося, а ці ты, дзікі" (праблема жанра)
    (Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Статья посвящена белорусской народной песне, записанной автором в экспедиции 2010 г. в Шумилинский район. Основной проблемой работы становятся определение подлинного жанра песни, т. к. она попадает в разные жанровые сборники АН БССР и получает различные жанровые характеристики. В результате стилистического анализа основной песни и ее текстовых и мелодических вариантов, опубликованных в сборниках народных песен, автор приходит к выводу, что эта песня свадебная лирическая, исполняемая в обряде в момент прощания невесты с родительским домом.В статье также поднимается проблема жанра и обосновывается обязательность и необходимость выявления музыкально-поэтической стилистики песен, помогающей разобраться в этом вопросе. Песня «А ці ты, лося, а ці ты, дзікі», дошедшая до наших дней, – ярчайший образец белорусской свадебной лирики
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Знаменный и столповой распев
    (Белорусская государственная академия музыки, 2010) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Статья посвящена двум основополагающим роспевам православной церковной музы- ки — знаменному и столповому. Несмотря на то, что столповой роспев является преемником знаменного, это явления разнопорядковые, присущие различным историческим эпохам. Данное положение обосновывается большим количеством фактов, выявленных в процессе исследования церковного пения российскими музыковедами-медиевистами.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Избранные труды по белорусскому музыкальному фольклору
    (Белорусская государственная академия музыки, 2019) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Вошедшие в книгу работы известного белорусского музыковеда Л. Ф. Костюковец (1939–2014) были написаны в последние годы жизни. Это крупные исследования, посвященные актуальным вопросам восточнославянского этномузыкознания. Публикуемые труды ученого адресованы специалистам-этномузыкологам, а также всем, кто интересуется музыкальным фольклорным наследием Беларуси.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Катавасия на осьм гласов из белорусского рукописного ирмолоя квадратно-линейной нотации 11Рк922к
    (Белорусская государственная академия музыки, 2012) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Статья посвящена исследованию гласовости на примере одного песнопения. Автором статьи был проделан музыкально-текстовый стилистический анализ мелодики самих гласов и аналогичных тропарных, изложенных в учебнике церковного пения В. А. Вахромеева. В результате впервые в работе высказывается мысль о новом подходе к гласовости и связи ее с конкретной эпохой, историческими, политическими, национальными особенностями, принадлежностью той или иной церкви. Все положения автора, изложенные в статье, находят точную научную аргументацию.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Летние трудовые песни Островецкого района Гродненской области. (По следам фольклорной экспедиции 2011г.)
    (Белорусская государственная академия музыки, 2014) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec L.
    Статья посвящена исследованию жнивных (житных) песен «Жнейкі, дамой», «Пажынайця, жнейкі», «Перапёлка», «Да ўжо сонейка за лес коціцца», фрагмента «Жніця, жнейкі, у мяжу» і покосной «Забядавала маладая ўдоўка». Устанавливаются закономерности стилистики песен, присущие летним песням Островецкого района. В результате исследования автор приходит к выводу, что все рассмотренные песни относятся к эпохе лирики (ХV–ХVII вв.) и являются ярчайшими образцами национальной песенной классики. Значительное влияние на них оказала стилистика белорусского канта.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Обиходный звукоряд-лад
    (Белорусская государственная академия музыки, 2007) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Побудительным мотивом обращения автора статьи к теме обиходного звукоряда-лада стала противоречивость в его теоретическом толковании, и, как следствие, отсутствие точной дефиниции. Обиходный звукоряд-лад, по мнению автора, - децентрализованная мажорно-минорная система, присущая не только церковному богослужебному пению, но и народнопесенному творчеству, профессиональной композиторской, а также бытовой музыке. Обиходный звукоряд-лад складывается в процессе эволюции стиля, мелодико-интонационных особенностей и ладовых закономерностей, обусловленных каждой новой исторической эпохой. Вся позднетрадиционная, а также современная белорусская, украинская и русская лирическая песня (крестьянской традиции) базируется на этой многоохватной звукорядно-ладовой системе, способствующей яркой индивидуализации мелодических напевов. Звукорядно-ладовая обиходность становится типичным показателем белорусских лирических песен, в особенности мужской хоровой традиции.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Обиходный звукоряд-лад
    (Белорусская государственная академия музыки, 2008) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Мотивом обращения автора статьи к теме обиходного звукоряда-лада стала противоречивость в его теоретическом толковании. Обиходный звукоряд-лад - мажорно-минорная система, присущая не только церковному богослужебному пению, но и народнопесенному творчеству, профессиональной композиторской, а также бытовой музыке.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Песня "Гэта крык, што жыве Беларусь" - ярчайший образец белорусскойи мужской хоровой лирики
    (Белорусская государственная академия музыки, 2010) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Статья посвящена лирико-патриотическому романсу на слова Я. Купалы "Гэта крык, што жыве Беларусь", записанному в 60-х гг. 20 века в фольклорной экспедиции от мужского народного хорового коллектива деревни Лань Несвижского района. Цель статьи - вернуть народу и испонительским хоровым коллективам забытый образец народнопесенного творчества.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Рецензия на книгу И. А. Журавленко "Доверительные беседы о русском партесе и его белорусских корнях"
    (Белорусская государственная академия музыки, 2014) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec L.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Стихира на пострижение монахов "Да познаем, братие" из белорусского рукописного ирмолоя квадратно-линейной нотации 11Рк922к
    (Белорусская государственная академия музыки, 2009) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Стихира из рукописного певческого ирмолоя квадратной линейной нотации конца 17в. - 11 Рк992к характеризуется выразительной мелодией, лиризмом, песенностью, широтой дыхания, богатыми внутрислоговыми распевами. Музыкально-поэтическая форма строфы указывает на связь с древневизантийскими певческами истоками, ранними песнопениями болгарского напева, на тесные контакты с православными Афонскими монастырями. Это позволяет отнести стихиру к песнопениям болгарского напева.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Стихира на стиховне восьмого гласа в день Пятидесятницы (Святой Троицы) из белорусского рукописного ирмолоя 11Рк922к
    (Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Статья посвящена сложной, малоисследованной и актуальной на сегодняшний день проблеме — характерным отличительным особенностям одной и той же стихиры, зафиксированной в разных системах нотации: невменной (крюковой) и квадратно-линейной. Подробно рассматриваются музыкально-поэтическая стилистика и драматургия варианта из белорусского нотолинейного ирмолоя 11Рк922к, музыкальная форма и знаменные попевки из рукописи невменной нотации 11Рк773. При указании на единый музыкально-поэтический первоисточник автор выделяет отличительные признаки обоих вариантов стихиры, их различные типы музыкального мышления: гомофонная мелодия, новый кантовый секвентный метод мелодического развития, обусловленный новой системой графической записи (11Рк922к), и столповая монодия с характерным для нее попевочным принципом развития (11Рк773).
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Характеристика канта. Новый подход к его исследованию
    (Белорусская государственная академия музыки, 2006) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    В статье рассматривается восточнославянский кант, его содержание, жанровые особенности, музыкально-поэтическая стилистика. Анализируются общие отличительные признаки белорусских, украинских и русских кантов.
  • Loading...
    Thumbnail Image
    Item
    Характерные особенности музыкально-поэтической формы народных песен Осиповичского района Могилевской области (По следам фольклорной экспедиции 2009 года)
    (Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.
    Статья посвящена исследованию характерных особенностей музыкально-поэтической строфики белорусских народных песен Осиповичского района Могилевской области, записанных автором статьи в фольклорной экспедиции 2009 г. Рассмотрено 27 песен различных жанров — жнивные, свадебные (основной удельный вес составляют свадебные сиротские), семейно-бытовая, новеллистическая баллада, троицкая. Выявлены характерные черты их стилистики и музыкальной формы. Типичными становятся цепная форма стиха, пронизывающая от начала до конца все песни, тернарная структура силлабического песенного стиха, в первую очередь присущая свадебным, кантовые музыкально-поэтические виды строфики, повлиявшие на песни Осиповичского района. Установлено, что все эти песни относятся к эпохе лирики (ХV–ХVII вв.), сохранив преемственность и непосредственные связи с предыдущей исторической эпохой.

DSpace software copyright © 2002-2025 LYRASIS

  • Cookie settings
  • Privacy policy
  • End User Agreement
  • Send Feedback