Browsing by Author "Двужильная, И. Ф."
Now showing 1 - 20 of 21
Results Per Page
Sort Options
- ItemВ лучах экспериментальной американской музыки 2-й половины XX века: концептуальный минимализм(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.
- ItemГенрих Вагнер и канторское искусство (страницы творческой биографии композитора)(Белорусская государственная академия музыки, 2009) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. FСтатья посвящена неизвестным страницам жизни и творчества Г. М. Вагнера, связанным с еврейской музыкальной культурой.Автором восстанавливаются факты биографии композитора, относящиеся к деятельности в качестве концертмейстера известного кантора Моше Кусевицкого.
- ItemГригорий Фрид. Моноопера "Дневник Анны Франк": театр одной актрисы(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье рассматривается моноопера Г. Фрида «Дневник Анны Франк» (1969) в контексте истории ее создания и театральных постановок. Акцентируется внимание на одной из них, по мнению композитора, самой совершенной – постановке Венской оперы 5 мая 1998 г. (певица – Анат Ефрати).
- ItemЗнаки ашкеназской традиции в музыке о холокосте: размышляя о сочинениях М. Гнесина, Д. Клебанова, Э. Тырманд, М. Вайнберга(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье выявляются элементы ашкеназской музыкальной традиции в инструментальных произведениях М. Гнесина, Д. Клебанова, Э. Тырманд, М. Вайнберга, посвященных теме Холокоста, важной для каждого из этих композиторов, которые на глубинном уровне раскрывали ее в условиях неоднозначного отношения в СССР к памяти о трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны.
- Item"И голос будет мой услышан": трагические страницы жизни Мечислава Вайнберга(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja I. F.Предметом исследования выступают произведения М. Вайнберга (1919–1996), в которых находит отражение тема холокоста — трагедии еврейского народа, кардинальным образом изменившей и жизнь композитора. Работая с архивным материалом, автор статьи фокусирует внимание на контексте создания музыки, повлиявшем на ее содержание. Наряду с известными сочинениями (симфонии № 6, 8, опера «Пассажирка») в статье анализируются неопубликованные произведения (кантата «Дневник любви», симфония № 21, посвященная памяти погибших в варшавском гетто).
- ItemИсторическая память в современном музыкальном искусстве: отражение темы Холокоста в музыке композиторов СССР и постсоветского постранства(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Предмет исследования – произведения композиторов СССР и постсоветского пространства, щтражающие тему Холокоста. Они рассматриваются в историческом контексте их создания, начиная с 1943 г. Бóльшая часть написана композиторами-евреями, среди них – М. Вайнберг, Г. Фрид, И. Шварц, С. Беринский (Россия), Г. Вагнер, Э. Тырманд, Л. Абелиович, О. Сонин (Беларусь), В. Хвойницкий (Латвия), З. Ткач (Молдова). Проявлением гражданской позиции стали высокохудожественные опусы Д. Шостаковича, Д. Клебанова, Е. Станковича (Украина).
- ItemЛ. Абелиович в воспоминаниях современников ( в преддверии 100-летия со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В публикации представлены ранее неизвестные факты биографии Л. Абелиовича, одного из крупнейших композиторов Беларуси ХХ в. Основой статьи стали материалы воспоминаний современников Л. Абелиовича – пианистов Т. Алиханова и О. Кримера, композитора Д. Смольского, предоставленные автору в 2010 – 2011 гг. Данные сведения позволят поиному взглянуть на содержательный аспект музыки Абелиовича.
- ItemМемориализация трагедии Холокоста в советской музыке 1960 -х гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja I. F.В статье раскрываются особенности мемориализации трагедии Холокоста в советской музыке 1960-х годов, акцентируется влияние литературы и кинематографа на появление произведений Д. Шостаковича, М. Вайнберга, Г. Фрида, Д. Кривицкого, А. Вустина, А. Галича.
- ItemМесто памяти - Хатынь(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье анализируются сочинения композиторов Беларуси, посвященные теме Хатыни. Анализ произведений осуществляется на разных уровнях раскрытия их музыкального содержания – общехудожественном, музыкально-тематическом, экзистенциальном.
- ItemМечислав Вайнберг и Беларусь: к 100-летию со дня рождения композитора(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja I. F.В статье представлен минский период жизни советского композитора Мечислава Вайнберга (1919 - 1996): его окружение (педагоги, друзья, творческие связи), жанровые приоритеты творчества.
- ItemМечислав Вайнберг и Белорусская консерватория(Белорусская государственная академия музыки, 2010) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье освещаются неизвестные ранее страницы жизни и творчества М. Вайнберга, период его учебы в Белорусской государственной консерватории. Рассматриваются произведения М. вайнберга , созданные в консерваторские годы и определившие ведущие сферы творческих интересов композитора.
- ItemМировоззренческие проблемы минимализма в американской музыке второй половины XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2003) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Автор рассматривает философско-эстетические и религиозно-философские предпосылки возникновения американского минимализма, проводит параллели этого явления с семиотическими исканиями Л. Витгенштейна, теорией архетипа К. Г. Юнга идр. В таком ракурсе американский минимализм рассматривается впервые.
- ItemО роли Н. С. Степанской в изучении музыкальной иудаики в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Двужильная, И. Ф.; Слепович, Д. В.; Dvuzhil'naja I. F., Slepovich D. V.Статья посвящена личности выдающегося ученого, педагога, музыканта и общественного деятеля Нины Самуиловны Степанской (1954–2007), внесшей особый вклад в исследование и традиции преподавания еврейской музыки в Беларуси. В поле зрения находятся публикации Н. С. Степанской, ее этнографические экспедиции (совместно с Д. Слеповичем), педагогическая и общественно-просветительская работа в Беларуси и за ее пределами.
- ItemОпыт мемориализации Холокоста в музыке (ра примере поэмы "Боль Земли" И. Левина на стихи И. Хентова для симфонического оркестра, смешанного и детского хоров)(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja I. F.В статье рассмотрены особенности мемориализации трагедии в Змиёвской балке периода Великой Отечественной войны средствами музыкального искусства на уровне тематизма (сочетания традиций европейской и еврейской музыки), драматургии, обусловленной сюжетной канвой произведения. Выявлен процесс работы над произведением от его замысла до реализации с акцентом на сотворчество авторов и интерпретатора-дирижера.
- ItemОсобенности минимализма в творчестве Александра Литвиновского(Белорусская государственная академия музыки, 2006) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.
- ItemПамять о Холокосте в академической музыке Беларуси, Украины, России(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Монография посвящена исследованию академической музыки Беларуси, Украины, России, в которой нашла отражение память о Холокосте — трагедии, приведшей к уничтожению в период Второй мировой войны около 6 млн евреев Европы. Автор рассматривает степень изучения темы Холокоста в музыковедении и ее становление в культуре СССР, особенности раскрытия темы в произведениях на разных уровнях музыкального содержания: на общехудожественном, возвращая к местам памяти, к личностям, ставшим символом Холокоста; на музыкально-тематическом, погружая в ашкеназскую музыкальную культуру; на экзистенциальном, выявляя доминирующие смысловые коды опусов.
- ItemПути становления американского музыкального минимализма в художественной культуре второй половины XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2006) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье представлена авторская периодизация развития американского музыкального минимализма – одного из самобытных стилевых течений в художественной культуре второй половины 20 века. В процессе эволюции, резонируя с мировыми стилевыми течениями, он прошёл ряд этапов: экспериментальный, классический, постминималистский. Автор раскрывает внутреннюю логику развития данного направления на протяжении более сорока лет. З этот период, пройдя фазу эксперимента, американский минимализм обрёл свой типологический облик, обнаружил способность к разумному компромиссу с традиционными факторами музыкального творчества.
- ItemСергей Беринский. Реквием памяти Януша Корчака(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В центре внимания автора статьи – Реквием С. Беринского, посвященный памяти польского педагога, врача Я. Корчака. Данное произведение впервые рассматривается в научном контексте. Анализ Реквиема С. Беринского проведен прежде всего с точки зрения его содержательных аспектов. В исследовании также поднимается вопрос правомерности использования католической мессы как средства мемориализации жертв Холокоста.
- ItemТема Холокоста в искусствоведении: исследовательская мысль(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье предлагается трактовка дефиниции «тема Холокоста», осуществлен анализ исследовательской литературы, посвященной музыке Холокоста, выявлена степень разработанности темы, ее проблематика в музыковедении Западной и Восточной Европы, уделено внимание знаковым проектам (статьям, монографиям).
- ItemЦерковные сочинения Алексея Туренкова: аспекты стиля(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Гапличник, Н. Ю.; Двужильная, И. Ф.; Gaplichnik, N. Ju.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье рассматриваются аспекты стиля церковных сочинений Алексея Туренкова (1886–1958), созданных в основном до 1917 г. Акцентируется значимая роль традиций петербургской школы церковного пения, которые проявляются на уровне хоровой фактуры, гармонического языка.