Browsing by Author "Аладова, Р. Н."
Now showing 1 - 19 of 19
Results Per Page
Sort Options
- Item"Балаганчик" О. Янченко в контексте эволюции белорусской оперы(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Аладова, Р. Н.В статье определяется лидирующая роль оперы О. Янченко «Балаганчик» в обновлении поэтики белорусской оперы 20 века. Выявляются жанровая специфика камерной оперы и её связи с литературным первоисточником, характерные черты концепции, особенности музыкальной драматургии и стиля, обусловленные эстетикой народного театра представления.
- ItemБелорусская государственная консерватория: начало пути(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена истории Белорусской государственной академии музыки. Представлены избранные документы Центрального государственного архива-музея литературы и искусства БССР из фонда № 83 «Белорусская государственная консерватория», которые освещают деятельность вуза на протяжении первого пятилетия его организации и становления.
- ItemБелорусская моноопера: музыкально-литературные взаимодействия(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.; Аладава, Р. М.Статья посвящена вопросу музыкально-литературных взаимодействий в белорусской моноопере рубежа ХХ – ХХI вв. На материале артефактов «Записки сумасшедшего» В. Кузнецова по Н. Гоголю, «Одинокий птах» О. Залётнева по А. Мицкевичу, «Франциск» А. Литвиновского по Библии и толкованиям к ней Ф. Скорины автор представляет разнообразие жанровых трактовок, концепций, музыкально-раматургических и музыкально-стилевых решений, обусловленных поэтикой классических литературных первоисточников музыкально-драматических произведений.
- ItemБелорусская опера в годы Великой Отечественной войны: пути исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена изучению текстологического аспекта опер белорусских композиторов, созданных в годы Великой Отечественной войны, как в условиях эвакуации, так и оккупированного немецко-фашистскими захватчиками Минска. В результате оказывается возможным выявление двух принципиально важных для отечественного искусства жанрово-стилевых линий музыкально-драматического творчества - эпической (героико-патриотической) и лирико-бытовой (фольклорно-этнографической).
- ItemБелорусская опера рубежа 1970 - 80-х гг.: новое в театрализации жанра(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.В статье анализируется роль ведущего режиссера ГАБТа БССР (ныне Национальный академический Большой театр Республики Беларусь) С. Штейна в развитии оперного жанра в творчестве С. Семеняко, Д. Смольского, С. Кортеса, Г. Вагнера, А. Бондаренко. Определены различные типы взаимоотношений «режиссер – композитор», характер сотворчества на пути обновления драматургии и музыкально-театрального стиля национальной оперы последней трети ХХ в.
- ItemБелорусская опера ХХ в.: из истории издания текстов(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена первым изданиям нотных и сопутствующих материалов белорусской оперы конца 1930-х гг. – «Міхась Падгорны» Е. Тикоцкого, «У пушчах Палесся» А. Богатырева, «Кацярына» Н. Щеглова. Изучение издания типа «отрывки из оперы» позволяет судить о ценности и перспективности такой формы публикации как для сохранения национального музыкально-театрального наследия, так и для его функционирования в современной культуре.
- ItemЖенские образы в белорусской опере малой формы: движение во времени(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Аладова, Р. Н.; Aladova R.В статье рассматривается специфика трактовки женского образа белорусской оперы малых форм ХХ – начала ХХI в.; выявляются основные типы характеристики – маска, фантом, бытийные образы; осмысливается их функционирование в музыкально-драматургическом развитии малых опер Н. Аладова, О. Залётнева, В. Копытько, В. Кузнецова, С. Кортеса, Д. Смольского, О. Янченко; определяются эволюционные процессы в области характерологии отечественной камерной оперы.
- ItemИстория музыки России XX - XXI вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.
- ItemИстория музыки России ХХ-XXI вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Учебная программа
- ItemКамерно-вокальная лирика в жанровой системе белорусской музыки последней трети XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2003) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.В статье анализируется межжанровые взаимодействия и взаимовлияния в белорусской музыке последней трети XX века. Сквозь эту призму выявляется своеобразие отечественной вокальной лирики на различных стадиях ее развития.
- ItemЛеў Талстой у музычна-харэаграфічнай інтэрпрэтацыі Г. Вагнера - А. Дадышкіліяні(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Аладава, Р. М.; Aladava, R. M.; Аладова, Р. Н.У артыкуле, тэма якого знаходзіцца ў рэчышчы праблемы сінтэзу мастацтваў, вывучаецца музычная канцэпцыя балета Г. Вагнера – А. Дадышкіляні “Пасля балю”. Уцэнтры ўвагі аўтара кампазітарскі творчы працэс, у якім разнастайныя літаратурныя інспірацыі, што зыходзяць ад літаратурнайпершакрыніцы Л. Талстога і лібрэта харэографа, атрымліваюць спецыфічнае музычнае ўвасабленне. У такім ракурсе балет Г. Вагнера разглядаецца ўпершыню.
- ItemМузыкальный театр Ларисы Симакович: "Площадь Якуба Коласа"(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена проблематике новых музыкально-театральных жанров на примере опуса-уникума Л. Симакович «Площадь Якуба Коласа». Прослежена эволюция от фольклорного театра через освоение традиции И. Стравинского к созданию поэтического музыкального театра.
- ItemО научном издании оперного клавира (на материале рукописей оперы Е. А. Глебова "Мастер и Маргарита" и оперной диологии С. А. Кортеса "Юбилей" - "Медведь")(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Ганул, Н. Г.; Аладова, Р. Н.; Немцова-Амбарян, С. Н.; Ganul N. G., Aladova R. N., Nemcova-Ambarjan S. N.В 2017 г. коллективом сотрудников Белорусской государственной академии музыки осуществлялось научное задание, результатом которого стала подготовка макетов научного издания оперных клавиров Е. Глебова (опера «Мастер и Маргарита») и С. Кортеса (оперная дилогия «Юбилей» – «Медведь»). Статья знакомит с итогами научно-исследовательской работы, в результате которой был разработан методологический аппарат, способствующий выявлению специфики эдиционных подходов с учетом позиций музыкальной текстологии, источниковедения и нотно-издательской практики, намечены актуальные перспективы в разработке подобного типа нотных изданий, а также представлена научная продукция в виде макетов оперных клавиров.
- ItemОбраз женщины в белорусской большой опере последней трети XX века: типологический аспект(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Аладова, Р. Н.; Aladova R.Статья посвящена изучению эволюции национально-характерного образа женщины в его триединой сущности: архетипической (по К. Г. Юнгу), эстетико-психологической и музыкально-театральной. Материалом исследования явились большие оперы С. Кортеса, Д. Смольского, Г. Вагнера, В. Солтана, Е. Глебова, Бондаренко.
- ItemОпус 151 Н. Аладова: о психологии творческого процесса композитора(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Аладова, Р. Н.; Aladova R.В статье представлен один из поздних вокальных циклов Н. Аладова, процесс создания которого запечатлён в набросках на страницах поэтического сборника и чистовой рукописи композитора.
- ItemРежессура С. Штейна в контексте эволюции белорусской оперы(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Предмет исследования – режиссёрские принципы С. А. Штейна в области музыкально-театральной постановочной практики, связанной с оперными сочинениями белорусских композиторов конца 1970-х – начала 1990-х гг. Рассмотрение процесса обновления поэтики, жанровостилевого облика отечественной оперы этого времени, её театрализации как следствия режиссёрских интенций позволяет констатировать включение национального музыкального театра в европейский контекст.
- ItemСовременная белорусская опера в кругу идей антитеатра(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена изучению новых тенденций в развитии белорусской оперы рубежа ХХ–ХХІ вв. Автор выявляет черты театрально-абсурдистской поэтики в этико-философской концепции, музы- кальной драматургии, стилистике и сценическом воплощении опер С. Кортеса «Визит дамы» и «Юбилей», Е. Глебова «Мастер и Маргарита», В. Кузнецова «Записки сумасшедшего», В. Копытько «Его жёны», М. Мусоргского — В. Воронова «Женитьба». Отмечаются также признаки общего и индивидуально-характерного в претворении этими композиторами поэтики театра отрицания.
- ItemТ. А. Щербакова - музыкальный критик(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Аладова, Р. Н.; Aladova R.
- ItemТаисия Алексеевна Щербакова: многогранность таланта(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Есть что-то символическое в том, что юбилейные даты нашей аlma mater — Белорусской государственной академии музыки — и Матери-основательницы новой кафедры истории музыки Таисии Алексеевны Щербаковой совпадают. За свои более полувека работы в консерватории она стала одним из наиболее выразительных лиц, представляющих наш вуз в белорусской культуре и за ее рубежами. Ее авторитет в музыкально-профессиональных кругах непререкаем. В этой связи вспоминается импровизированный юбилей десятилетней давности. В ту пору помпезные празднования советского образца уже не практиковались. Но весть о камерном собрании в 410-й аудитории мгновенно разнеслась по республике, и в зале негде было яблоку упасть. Вот оно — свидетельство не только высокого признания, но также любви и благодарности Учителю, оставившему глубокий след в памяти каждого, кому посчастливилось с ним общаться!